Size: a a a

Дайджест продуктового дизайна

2018 March 20
Дайджест продуктового дизайна
Вернулся из отпуска, так что режим тишины на канале заканчивается — прошерстил на выходных 150 статей и ссылок, есть уйма интересного.

Начну с анонса: на следующей неделе буду участвовать в экспериментальном формате онлайн-интенсива Design Line — https://goo.gl/1bj2Fr. С 26 по 31 марта каждый вечер в 19:00 и 21:00 будут 10 лекций от сильных дизайнеров из AIC, Creative People, RedMadRobot, Red Collar, Fantasy Interactive и других компаний. А после этого — разбор работ из портфолио слушателей (а ещё со спикерами можно будет пообщаться в Телеграме).

Я буду рассказывать о нашей дизайн-системе Paradigm — http://design.mail.ru/paradigm/. Мы готовим её большое обновление этой весной под новую архитектуру. Хотя мы не успеваем выкатить эти изменения до интенсива, я расскажу о них словами и покажу скриншоты того, что скоро появится на сайте. Купить билет можно на сайте https://goo.gl/1bj2Fr (промо-код на скидку 10%: speak3r).

Среди свежих статей о дизайн-системах позитивная тенденция — наконец-то перестали бесконечно переписывать основы книги «Atomic Design» и наконец-то пошли публикации о самом сложном и важном — их менеджменте и внедрении. Вот сразу пачка таких:

Nathan Curtis описывает подходы к объединению разных дизайн-систем, которые могли развиваться в компании параллельно ― https://medium.com/eightshapes-llc/consolidating-design-systems-6bb7ce72f393. Это часто случается, если в организации много продуктов разной степени зрелости, а их команды не связаны между собой.

Ken Skistimas из GE примеряет подходы классических брендов к унификации дизайна продуктов для современных дизайн-систем ― https://medium.com/ge-design/balancing-flexibility-and-consistency-in-design-systems-c24cd0a9da16. Насколько они должны давать свободу дизайнерам?

Dominic Nguyen описывает примерную архитектуру процесса тестирования и выкатки на продукты обновлений дизайн-системы ― https://blog.hichroma.com/why-design-systems-are-a-single-point-of-failure-ec9d30c107c2.

Dani Nordin использует модель изменений John Kotter для этапов внедрения дизайн-системы ― http://uxpamagazine.org/the-politics-of-design-systems/. Детали процесса достаточно тривиальные, но способ организации мыслей хороший.

Осталось только отучиться называть дизайн-системой UI Kit в Sketch и рынок станет зрелым.

#designsystems
источник
2018 March 22
Дайджест продуктового дизайна
Создавать карты и диаграммы для интерфейсов всегда было проблемой ― либо нужен отдельный инструмент, который нишевый и не всегда удобный. Либо приходится делать их руками там, где обычно рисуются макеты, а это не сильно лучше. Кажется, ситуация начинает выправляться ― в прошлом году появились Flowmapp и Wireflow. И, судя по тому что было с инструментами для создания макетов, анимации и интерактивных прототипов, жди большого всплеска. Дождались:

― Whimsical: Ещё один инструмент для совместной работы над диаграммами и другими способами описать логику интерфейса ― https://whimsical.co/. Как создавалась его панель инструментов ― https://whimsical.co/design/how-we-designed-whimsical-for-speed/.
― Overflow: Инструмент позволяет создавать карты переходов для интерфейса ― https://overflow.io/. Можно записаться в очередь на бета-версию. Анонс и рассказ о том, как он работает ― https://blog.prototypr.io/meet-overflow-9b2d926b6093.

Среди более привычных инструментов тоже горячие новости:

― Sketch: Версия 49 ― https://blog.sketchapp.com/prototyping-libraries-on-sketch-cloud-and-an-official-ios-ui-kit-in-sketch-49-bf090c70796c. Экраны можно собирать в интерактивные прототипы (https://blog.sketchapp.com/an-in-depth-look-at-prototyping-in-sketch-942394341f3c), что теперь абсолютный стандарт на рынке ― обраточка InVision за заход на территорию инструментов создания макетов, которая сильно подкосит необходимость в нём (Alexander Handley неплохо подметил это ― https://medium.com/sketch-app-sources/design-tool-choices-2018-a3e6a8ce87c6). После спокойного исправления багов между 2017 и 2018 все ждали, в какую сторону будет двигаться Sketch и это очень сильная заявка. Помимо этого теперь можно хранить библиотеки в официальном облаке, добавлен полноценный шаблон для iOS, а поиск и замена цветов стала мощнее (https://medium.com/design-prototype/sketch-49-find-and-replace-colors-everywhere-dc8db465026d).
― Adobe XD: Мартовское обновление ― https://theblog.adobe.com/march-2018-update-adobe-xd/. Открытие макетов Photoshop и Sketch, доработки по символам и стилям.
― Figma: Добавлена анимация переходов для прототипов ― https://blog.figma.com/figma-prototyping-now-with-transitions-197f817ae7a8 и улучшена история версий ― https://blog.figma.com/now-you-can-name-and-annotate-your-figma-version-history-250aa1b5caf5, появилась тёмная тема интерфейса ― https://www.papertiger.com/figma-dark-ui-plugin. Thomas Lowry подробно разбирает возможности компонентов ― https://blog.figma.com/component-architecture-in-figma-f16ae9cc4481.
― Supernova Studio: Инструмент вышел из беты ― https://blog.prototypr.io/introducing-supernova-studio-35335de5044c.
― Subform: Сравнение подходов к адаптивности в макетах в инструменте и аналогах на рынке ― https://medium.com/subform/dynamic-layout-at-design-time-91d3bbda64e3.
― Zeplin: Поддержка прототипов в Sketch 49 ― https://blog.zeplin.io/flows-in-zeplin-round-one-c56550f23f0f. Пока на примитивном уровне (можно перейти к следующему), но дальше появятся полноценные информационные карты.

Неугомонный Meng To продолжает окучивать нишу за нишей и теперь он запустил большой каталог инструментов дизайна ― https://designcode.io/learn. Можно ещё раз заценить, как много хорошего делается для нас с вами.

#tools
источник
2018 March 26
Дайджест продуктового дизайна
Николай Иванов из AIC запустил на прошлой неделе Телеграм-канал, в котором делает короткие интервью с отечественными и зарубежными дизайнерами — https://t.me/designdialog. Я успел на начало вечеринки — https://t.me/designdialog/14 и https://t.me/designdialog/15, всего есть четыре штуки:

— Денис Ломов из Red Collar — https://t.me/designdialog/8 и https://t.me/designdialog/9
— Денис Невожай из Essential — https://t.me/designdialog/11
— Сергей Гуров из Redmadrobot — https://t.me/designdialog/17 и https://t.me/designdialog/18

Полный список выпусков — https://t.me/designdialog/19. Интервью у нас в отрасли выходит маловато, так что должно быть интересно.
источник
2018 March 27
Дайджест продуктового дизайна
InVision давно публикуют интервью с руководителями дизайн-команд о том, как они устроены. Они сделали следующий шаг и запустили проект, пытающийся сравнить и просуммировать опыт дизайн-менеджмента ― https://www.invisionapp.com/enterprise/design-genome. На старте есть материалов о Netflix, Slack, Shopify, Pinterest и Capital One. Наверняка это связано с недавней инициативой Design Leadership Forum — https://www.invisionapp.com/design-leadership-forum — они отлично взаимоопыляют друг друга.

Тема развития силы и влияния дизайн-команд в продуктовых компаниях становится всё более активной в последние годы. Есть уйма способов сделать хорошо, поэтому важно изучать опыт разных организаций — наверняка у вас свои особенности и чужая рубашка не налезет. Daniel Rosenberg как раз описал интересную концепцию ограничений рынка и бизнес-модели, технологий, финансов и самой организации, которые влияют на UX-стратегию ― http://interactions.acm.org/archive/view/march-april-2018/the-business-of-ux-strategy. Вот ещё парочка реальных историй:
Forrester провели по заказу IBM опрос-исследование экономического выхлопа от внедрения практик дизайн-мышления ― https://www.ibm.com/design/thinking/static/media/Enterprise-Design-Thinking-Report.8ab1e9e1.pdf. Цифры радужные. Краткий обзор — https://medium.com/design-ibm/a-new-study-on-design-thinking-is-great-news-for-designers-593f71b40627.
— Глава дизайна Airbnb Alex Schleifer рассказывает о том, как работает дизайн-команда и как компания повышает доверие пользователей ― https://www.movidiam.com/blog/1022/airbnb-alex-schleifer--building-trust. А ещё у них самая большая дизайн-команда в мире — они плотно работают с владельцами жилья, так что те вносят огромный вклад в общий UX — https://airbnb.design/designing-airbnb-for-everyone/.

Как и во многих других быстро развивающихся областях профессиональных знаний, в дизайн-менеджменте хватает синонимов — DesignOps, UX-стратегия и т.п. Выступавший на одноимённой конференции DesignOps Summit Dave Malouf из Digital Ocean описывает три подхода к организации DesignOps, в зависимости от структуры компании и её текущих задач ― https://medium.com/amplify-design/the-different-lenses-of-design-operations-c29086cf907f. Кстати, на днях у него вышла ещё одна статья о трёх уровня ответственности дизайн-менеджера ― tradecraft (профессиональные навыки), stagecraft (режиссура процесса) и statecraft (участие в развитии компании в целом) ― https://medium.com/amplify-design/player-coach-mngr-exec-operator-29d8cc52f926. Одному человеку крайне сложно совмещать их, поэтому он разбирает типичные проблемы в попытках всё-таки сделать это.

Напомню, что в этом году будет уже пять конференций по дизайн-менеджменту цифровых продуктов — LX Conference, UXSTRAT, DesignOps Summit, Leading Design и Enterprise UX (обзор прошлогодней ― https://www.uxmatters.com/mt/archives/2018/03/conference-review-enterprise-ux-2017-part-1.php). Я собираюсь на DesignOps Summit или Leading Design (смотря как срастётся) — возможно, пересечёмся.

#designmanagement
источник
2018 March 29
Дайджест продуктового дизайна
Под конец прошлой недели Figma шумно анонсировала открытый API, который делает из неё платформу, а не просто инструмент ― https://blog.figma.com/introducing-figmas-platform-ee681bf861e7. Получился ортогональный ответ на систему плагинов в Sketch и любом другом десктопном инструменте.

Если переход с Photoshop на Sketch давал огромнейший прирост к скорости и комфортности работы, то замена Sketch на другой современный инструмент уже не так однозначна для большой команды (если только вашей главной задачей не является быть на пике трендов любой ценой). Плюсы, конечно, есть ― например, у дизайнеров на Windows (которых, если что, на порядок больше) появился выбор. Но их не так много, чтобы бросить всё и снова потратить полгода-год на перестройку процессов, шаблонов и т.п.

Одна из главных задач, которую решают дизайн-команды продуктов ― как повысить качество дизайна «на живом» без постоянных войн с косяками реализации. Есть «серебряная пуля» ― дизайн-системы с компонентами на технологическом уровне. Но и тут костыль ― дизайнерские шаблоны и компоненты в коде живут в разных мирах, их нужно обновлять параллельно и руками. Airbnb и несколько других энтузиастов показали в прошлом году, как можно экспортировать компоненты в шаблоны Sketch, но это всё равно костыль, требующий настройки кучи скриптов и сервисов (https://medium.com/seek-blog/sketching-in-the-browser-33a7b7aa0526).

У Figma другая история ― она уже работает в вебе, родной среде компонентных дизайн-систем. И хотя «компоненты» в инструменте пока далеки от того, что понимается под этим в технологических фреймворках типа React, связка между ними через API выглядит гораздо проще. Команда Figma уже попробовала экспорт макетов в React ― https://www.fastcodesign.com/90165051/as-design-and-engineering-blur-figma-wants-to-be-their-platform, а вездесущие Airbnb когда-то успели прикрутить свою дизайн-систему ― https://airbnb.design/the-evolution-of-tools/. Есть и другие эксперименты по связке живого продукта и Figma ― https://twitter.com/benjennin_gs/status/977087807100395521/video/1, GitHub научились выдавать иконки в продукт ― https://github.com/primer/octicons.

Пока это всё ранние эксперименты, которые ничего не гарантируют, и я скорее расписываю свои влажные фантазии на тему будущего, которое не обязательно случится. Тем более, что придётся решить ещё уйму проблем, в том числе с нормальными переменными ― сейчас их нет ни в одном инструменте; единые цвета, шрифты и отступы на совести дизайнера, экспортировать их тоже нельзя (хотя Design Systems Manager от InVision идёт в правильную сторону и выдаёт кое-какие переменные во всех возможных форматах). Но если вы слышали про концепцию подрывных (disruptive) инноваций, то с анонсом платформы Figma начинает выглядеть именно так.

Если ещё год назад я считал Figma модной, но необязательной мулькой (работать над макетом одновременно нужно не так что бы многим командам), то теперь верю, что ещё через год можно будет задуматься о переезде.

#tools
источник
2018 March 30
Дайджест продуктового дизайна
Сайты UXmatters и A List Apart имеют хорошую привычку публиковать отрывки из свежих книг по дизайну интерфейсов — можно и про саму книжку узнать, и полезность оценить. Держите прибавление на полку:

Kevin Hoffman «Meeting Design: For Managers, Makers, and Everyone» — https://rosenfeldmedia.com/books/meeting-design/ (Rosenfeld Media). Глава 2 — http://alistapart.com/article/meeting-design.
Peter Morville «Planning for Everything ― The Design of Paths and Goals» ― https://www.amazon.com/dp/0692059954/ (Semantic Studios). Глава 2 — https://www.uxmatters.com/mt/archives/2018/03/planning-for-everything-the-design-of-paths-and-goals.php.
Erica Hall «Conversational Design» — https://abookapart.com/products/conversational-design (A Book Apart). Глава 1 — http://alistapart.com/article/conversational-design.
Luke Hay «Researching UX: Analytics» — https://www.sitepoint.com/premium/books/researching-ux-analytics (SitePoint). Глава 6 — https://www.uxmatters.com/mt/archives/2018/03/researching-ux-analytics.php.

Вы вряд ли поверите, но помимо сотен статей я успеваю читать ещё и книжки (идеально для поезда, самолёта или ленивого отпуска). Как заядлый спискомен, веду хронологию в сервисе Goodreads — https://www.goodreads.com/jvetrau. По оценкам можно посмотреть на рекомендации по профессиональной литературе — https://www.goodreads.com/review/list/1196619-yury-vetrov?order=d&shelf=read&sort=rating. А в виш-лист накидываю весь свежак и просто добротную классику, до которой ещё не добрался — https://www.goodreads.com/review/list/1196619-yury-vetrov?shelf=to-read. Возможно, это ответит на ваш вопрос «что читать дизайнеру интерфейсов».

#books
источник
2018 April 03
Дайджест продуктового дизайна
Собрал дайджест продуктового дизайна за мартhttp://jvetrau.com/digest-2018-mar/ на основе материалов группы https://www.facebook.com/groups/pdigest/.

Я продолжаю переезд на новую тему оформления и редактор Сетка (https://setka.io/ru/) от Look at Media, поэтому возможны косяки в старых материалах — за пару месяцев починится. Этот выпуск тоже экспериментальный по подаче, но уже лучше освоился с редактором и пробую более интересные приёмы вёрстки.

Дайджест можно получать разными способами:
— ВКонтакте — https://vk.com/pdigest
— Facebook — https://www.facebook.com/groups/pdigest/
— Рассылка по почте — http://eepurl.com/bu61XX
источник
2018 April 06
Дайджест продуктового дизайна
Во вторник вышел свежий дайджест продуктового дизайна — http://jvetrau.com/digest-2018-mar/. Если вы до него не добрались (или закопались в обилии ссылок), вот парочка самых крепких материалов оттуда на выходные:

Новый отчёт John Maeda о состоянии дизайна в цифровых продуктах — https://www.slideshare.net/johnmaeda/design-in-tech-report-2018/. В нём всё ещё хватает интересных наблюдений за тем, как меняются компании и рынок в целом, но с прошлого года фокус смещается на продвижение его собственных концепций (включая спорную «computational design»). Это всё ещё отражает направление движения рынка, но прорывных открытий, как было в первых двух выпусках, всё меньше.

Michael Flarup решил потроллить дизайн-сообщество и сделать современное прочтение скеоморфного дизайна календаря для iPhone X ― https://blog.prototypr.io/bringing-back-skeuomorphic-design-d211cc1c22d2. Правда, возможно он говорил об этом серьёзно... Тем более, что возвращение бесполезного декора может закончиться именно этим.

А вот ещё пара свежих статей, которые попадут в апрельский:

Отличнейший здоровый взгляд Khoi Vinh на никак не умолкающую дискуссию о том, полезен ли для профессии лейбл «дизайн-мышление» или это пустой маркетинговый баззворд — https://www.subtraction.com/2018/04/02/in-defense-of-design-thinking-which-is-terrible/. Даже если кто-то использует его неправильно, это мощный инструмент для того, чтобы сделать дизайн более массовым явлением (пусть даже кто-то поначалу будет делать это неправильно). То же самое сейчас происходит с программированием — огромное количество курсов для детей и просто начинающих наверняка породит массу дрянного кода, но это решаемая проблема. Он также полемизирует с Natasha Jen из Pentagram, чьё одиозное выступление в прошлом году — чистейший кликбейт и непонимание роли дизайнера в современных продуктах и мире в целом.

Рассказ о редизайне Reddit, который не менялся с 2008 года ― https://www.wired.com/story/reddit-redesign/. В такой ситуации опасно делать резкие шаги ― важно начать процесс обновления, а после этого сделать его непрерывным. Официальный анонс ― https://www.reddit.com/r/announcements/comments/891stx/starting_today_more_people_will_have_access_to/ (выкатываться он будет постепенно). На очереди Craigslist.

Со следующей недели пойдут традиционные тематические срезы новенького.

#links
источник
2018 April 09
Дайджест продуктового дизайна
Альфа-Банк оформил свою дизайн-систему в отдельный сайт ― http://design.alfabank.ru/ (до этого была просто библиотека на GitHub). Есть как компоненты в коде, так и описание принципов дизайна, а также шаблоны в Sketch ― один из лучших примеров на нашем рынке, да ещё и удачно сопровождённый их новым стилем иллюстраций. Обновили страницу компании в клубе отечественных создателей дизайн-систем ― http://designsystemsclub.ru/companies/alfabank.html.

А вот другие толковые примеры реализации, где есть что подсмотреть для ваших задач:

Yesenia Perez-Cruz из Vox Media рассказывает о подходе команды к развитию дизайн-системы — https://www.lukew.com/ff/entry.asp?1989они ориентируются в первую очередь на сценарии использования, а не просто паттерны.

Глава дизайн-системы Microsoft Fluent Joey Pitt рассказывает о принципах работы её команды ― https://medium.com/microsoft-design/design-system-fundamentals-3ff6a4c98c43. Как строится цикл обновлений, как они завязаны на версии Windows.

Серия статей Nathan Curtis о том, как описывать компоненты в дизайн-системах ― https://medium.com/eightshapes-llc/documenting-components-9fe59b80c015. Получается исчерпывающее руководство, которое работает и как инструкция для начинающих, так и неплохой чеклист для уже имеющих дизайн-системы.

Дизайн-система компании Pluralsight ― http://design-system.pluralsight.com/. Одно из самых толковых описаний принципов анимацииhttp://design-system.pluralsight.com/core/motion/ ― шкала скорости с разбивкой по ситуациям применения.

Rob Weychert рассказывает о своём подходе к работе с цветом с помощью простого набора переменных и модели HSL ― http://v6.robweychert.com/blog/2018/02/v6-color/. Хороший параметрический способ управлять палитрой. Его же рассказ об использовании типографической шкалы для дизайн-системы ― http://v6.robweychert.com/blog/2017/11/v6-typography-proportions/.

Что-то из этого вышло в недавнем дайджесте, что-то совсем свежее. Не забудьте подписаться на рассылку клуба ― http://eepurl.com/deKCzL. Скоро там будет полезный анонс, который вы больше нигде не найдёте.

#designsystems
источник
2018 April 13
Дайджест продуктового дизайна
Если вы ещё не читаете Jeff Sauro, то самое время начать — он лучше всего пишет об измерении дизайна. В блоге его компании Measuring U (https://measuringu.com/) регулярно выходят отличнейшие статьи на тему методов пользовательских исследований, детальнейшие разборы особенностей расчётов метрик (с историческими выкладками), появляется куча ценной статистики по известным компаниям на рынке. А ещё он автор нескольких крепких книжек на эту тему. Из свежего (или выходившего в последние месяцы):

— Как измерить отношение пользователей к брендуhttps://measuringu.com/brand-affinity-sentiment/. Он приводит пример оценки для пары десятков известных компаний.

— Существующие исследования на тему того, обнаруживают ли менее опытные пользователи больше проблем в интерфейсахhttps://measuringu.com/novice-expert-issues/. Если кратко, то да.

— Пользовательское исследование крупнейших соц.сетей на тему доверия к ним и удобства работы в целом ― https://measuringu.com/social-media-ux/. Пользователи относятся к ним критично.

— Насколько важно сопровождать интерфейсные опросники несколькими вопросами, чтобы результаты были более достоверными ― https://measuringu.com/single-multi-items/. Как обычно, зависит от задачи ― где-то одного вопроса вполне достаточно. Да и у опросников на несколько вопросов есть свои проблемы.

— Важность всегда помнить о целях пользовательского исследования, чтобы не потеряться в деталях по ходу его проведения — https://measuringu.com/research-grid/. Он предлагает формат записи целей исследования и основных гипотез, который можно отслеживать по ходу работ. И сводная памятка — https://measuringu.com/effective-research/ — как сделать пользовательские исследования более эффективными.

P.S. Возможно, в ближайшие недели будут проблемы с доступом к этому каналу. Его выпуски можно также читать во ВКонтакте — https://vk.com/pdigest.

#metrics
источник
2018 April 19
Дайджест продуктового дизайна
Громких запусков и обновлений инструментов для дизайнеров за последние недели не было, но какая-то движуха есть. Вот некоторые из них:

Adobe XD: Апрельское обновление ― https://theblog.adobe.com/april-2018-update-adobe-xd/. Улучшение поиска по макетам и другие доработки.

Framer: Появилась работа с 3D-объектами и их анимация ― https://blog.framer.com/introducing-framer-form-288fcb162ca2. Это востребованный визуальный стиль, который делает продукты бодрее.

Sketch: Stackswell, ещё один плагин для адаптивных макетов в Sketch ― https://stackswell.io/. Правда, пример Anima AutoLayout показывает, что это очень нестабильные решения, которые оставляют много мусора за собой. Анонс ― https://medium.com/sketch-app-sources/bringing-css-smarts-to-sketch-c183e8cd1dc9.

Контроль версий для дизайнеров: Обновились Abstract (https://blog.goabstract.com/abstract-0-70-full-speed-ahead-79e2636fb2b5) и Plant (https://blog.prototypr.io/the-all-new-plugin-from-plant-d26fc0bcb049).

Студия Icons8 продолжает эксперименты с просмотрщиками макетов в Sketch — новый онлайн-сервис Sketch the Ripper позволяет разобрать их — http://sketch.the.ripper.graphics/. Чуть раньше они выпустили инструмент Lunacy для дизайнеров интерфейсов на Windows, который умеет работать с макетами Sketch ― https://icons8.com/lunacy.

Solis: Приложение для Mac облегчает вёрстку адаптивных сайтов — https://solisapp.com/. Гибкий и мгновенный предпросмотр даже для изменений в файлах препроцессоров.

Paste: Инструмент для создания презентаций от FiftyThree, создателей Paper — https://fiftythree.com/paste. Недавно в нём появилась возможность вставлять макеты в устройства, есть уйма вариаций.

InVision: Muzli собрали примеры интересных интерактивных прототипов, сделанных на InVision Studio — https://medium.muz.li/made-with-studio-1-823945cf1e56. И немного истории создания InVision и их стратегии проникновения в компании клиентов от Fast Co Design — https://www.fastcodesign.com/90162865/how-clark-valberg-accidentally-discovered-the-weakness-in-adobes-empire.

Пока больше приятная рутина, но ждём горячих новостей.

#tools
источник
2018 April 25
Дайджест продуктового дизайна
Мы строим свою дизайн-систему Paradigm с 2012 года. Но такого лютого взрыва интереса к теме с уймой новых примеров и публикаций, как в последние пару лет, ещё не было. В прошлом году наконец-то вышла книга Brad Frost «Atomic Design» и про дизайн-системы говорят вообще все. Правда, большинство статей — бесконечное пережёвывание теории модульного дизайна, про практику внедрения кроме Nathan Curtis почти никто не пишет. Кроме того, хотя заслуга Брэда в популяризации идеи модульного дизайна неоценима, но и сам подход, и метафора «атомарности» / «молекулярности» существовали до него (Nathan Curtis пишет, что еще Dell в середине 90х делал компонентную систему с такой же терминологией, а в современный обиход «atomic design» ввёл Jeremy Keith в районе 2011 года).

Мне было интересно разобраться в первоисточниках, поэтому в прошлом году я засел за чтение всего, что выходило на тему паттернов, компонентов и модульности (эта статья развивает прошлогоднюю заметку — https://www.facebook.com/notes/%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8-%D0%BE-%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%85/10155204887092229/). Идеальной книги нет, но часть из них показывает очень правильные точки зрения:

1. Кристофер Александер — Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство (https://www.artlebedev.ru/izdal/yazyk-shablonov/) (1977)
Хотя её полезность для практической работы дизайнера интерфейсов не особо велика, точка зрения, с которой она написана — безумно интересна. Это три уровня «масштаба» (считай, сама по себе модульность) и, самое главное — глубина социальных, экономических, психологических и политических обоснований, которая стоит за каждым шаблоном. Последнее напрочь потерялось в современных библиотеках паттернов. В книге 1090 страниц и я несколько лет ждал удобного случая, чтобы взяться за неё, но ни разу не прогадал.

2. Nathan Curtis — Modular Web Design (http://www.peachpit.com/store/modular-web-design-creating-reusable-components-for-9780321601353) (2009)
Все основные идеи модульных дизайн-систем описаны ещё там, очень и очень здравое понимание роли единого подхода к интерфейсам на всех этапах продуктовой работы. Но она, чёрт возьми, построена вокруг процесса создания wireframes! Поэтому нужно сильно абстрагироваться от конкретных применений идеи.

3. Anna Debenham — A Pocket Guide to Front-End Style Guides (https://www.goodreads.com/book/show/18885161-a-pocket-guide-to-front-end-style-guides) (2013)
Это совсем небольшая обзорная книга, её главная ценность — она первой описала эти идеи для веба в более-менее структурированном виде. Правда, второе издание (http://www.maban.co.uk/projects/front-end-style-guides/) просто слегка обновило тексты и примеры, не дав никакой новой ценности — в таком виде оно сейчас бесполезно.

4. Brad Frost — Atomic Design (http://atomicdesign.bradfrost.com/) (2017)
Лучший обзор того, что сейчас представляет из себя модульный дизайн. Очень хорошо описана польза от внедрения дизайн-системы на всех уровнях, есть примеры и в целом здравые мысли на тему. Хотя она чересчур теоретична, не хватает самого мяса про подводные камни реального процесса работы. Кроме того, там только вскользь затронута самая главная тема — как построить правильную компонентную систему, которая обновляется по всей линейке продуктов, а не просто набор CSS-стилей.

5. InVision — Design Systems Handbook (https://www.designbetter.co/design-systems-handbook) (2017)
Онлайн-методичка в рамках инициативы Design Better (https://www.designbetter.co/). Самая актуальная и практически полезная — есть и про менеджмент процесса, и про технологическое решение, и про базовые вещи, и про будущее с алгоритмическим дизайном. Не всегда хватает глубины раскрытия тем, но в остальном — огонь.

#designsystems #books
источник
Дайджест продуктового дизайна
[продолжение https://vk.com/@pdigest-designsystems-books]

Из свежего есть ещё Alla Kholmatova «Design Systems» (https://www.smashingmagazine.com/design-systems-book/) (2017) и электронные книги вроде UXPin «Creating a Design System: The 100-Point Process Checklist» (https://www.uxpin.com/studio/ebooks/create-design-system-guide-checklist/) (2017). В середине 2000х вышла пачка книг про интерфейсные паттерны от Jennifer Tidwell, Bill Scott, Theresa Neil, Erin Malone и других. Почитать любую из них полезно, но в целом они не очень актуальны — концепция современных дизайн-систем ушла далеко вперёд (кстати, Nathan Curtis описал своё понимание разницы между паттернами и компонентами (https://medium.com/eightshapes-llc/patterns-components-2ce778cbe4e8)). Классическая книга Erich Gamma «Design Patterns» (https://www.amazon.com/Design-Patterns-Elements-Reusable-Object-Oriented/dp/0201633612) (1994) про паттерны в программировании интересна своим подходом к структурированию, но в остальном нужно читать только с изыскательской точки зрения.

По ходу моего захода к прочтению всей предыстории дизайн-систем вышла пара статей с обзором всех книг и статей на тему в исторической перспективе. В целом я изначально угадал с набором, но добавил туда пачку статей и классических примеров. На титульной картинке — самая полная хронология от Erin Malone (http://www.emdezine.com/a-history-of-patterns-in-user-experience-design/), которая занималась легендарной библиотекой паттернов Yahoo! Пока не добрался разве что до Micah Godbolt «Frontend Architecture for Design Systems» (http://shop.oreilly.com/product/0636920040156.do) (2016).

Книг и статей много (ещё один список (http://styleguides.io/books.html)), но если вы не такой ботан как я — на сегодня достаточно прочитать только Atomic Design от Brad Frost (http://atomicdesign.bradfrost.com/) и Design Systems Handbook от InVision (https://www.designbetter.co/design-systems-handbook) в качестве теории и подписаться на Nathan Curtis (https://medium.com/@nathanacurtis) для практики. Ну и, если вы не устали от моих отсылок на сайт http://styleguides.io/, наконец-то прошерстить всё что там есть. В группе Дайджест продуктового дизайна (https://www.facebook.com/groups/pdigest/) есть ветка со свежими ссылками и статьями на тему (https://www.facebook.com/groups/pdigest/permalink/804624106267814/) — тоже отличный вариант следить за свежими вещами.

Термин «дизайн-система», как и многие другие ставшие внезапно популярными вещи, сейчас сильно девальвировался. Этим словом называют всё что угодно — от библиотеки стандартных элементов в Sketch и странички с нарезанными скриншотами до зрелой платформы, действительно работающей на базе распространяемых компонентов со вшитым дизайном. Мы изначально строили последнее, ведь главный источник правды это сам продукт и нужно озаботиться тем, чтобы как задумано работал именно он. На каждом этапе цепочки «гайдлайн → макет → вёрстка → реализация» теряются детали и генерируются баги, так что единственный путь системно улучшить продукты — сократить её до «гайдлайн = макет = вёрстка → реализация». Здесь явно не обойтись без технологического фреймворка.

Brad Frost тоже устал от того, что многие понимают под дизайн-системой шаблон в Sketch или другом инструменте дизайна ― http://bradfrost.com/blog/post/your-sketch-library-is-not-a-design-system/. Это мышление середины прошлого века, когда под этим словом понималась система визуальной идентификации бренда, к которой шла красивая печатная книжка (их активно переиздают последние годы). Но тогда речь шла о физических продуктах и объектах, которые стоят на полке в магазине (или сама сеть магазинов), а мы-то с вами работаем с цифровыми продуктами, где макет ничего не гарантирует и много раз меняется перед запуском на пользователей. Так что работать надо с основным материалом этой среды ― кодом.

#designsystems #books
источник
2018 May 04
Дайджест продуктового дизайна
В шашлычном угаре долгих выходных лень не только читать какие-то там профессиональные статьи, но и писать про них. Но вот вам несколько свежих и интересных материалов о методах и практиках проектирования интерфейсов:

Margaret P и Doug Kim из Microsoft предложили фреймворк «Design Considerations», который помогает грамотно спроектировать уведомления и другие прерывания основной деятельности пользователя — https://medium.com/microsoft-design/how-to-design-interruptions-b93c0c667e6f. Отличный чек-лист и подход в целом.

Отличнейший кейс исследования по методике Jobs to Be Done для запуска сервиса Userlist от Claire Suellentrop — https://userlist.io/customer-research-process/. Неплохо пошагово рассказано о процессе исследования и сделанных выводах по функциональности и интерфейсу продукта.

В блоге компании Altexsoft пишут о разнице между терминами «универсальный дизайн», «инклюзивный дизайн» и accessibilityhttps://www.altexsoft.com/blog/uxdesign/reach-your-audience-with-accessible-and-inclusive-design/. В дополнение к этому идёт памятка по улучшению доступности интерфейсов для пользователей с ограниченными возможностями.

Свежий дайджест выйдет в понедельник — всё уже собрано, но жалко было отправлять его в пустоту офисов и домов, вы ведь наверняка где-нибудь отдыхаете :)

#methods #jtbd
источник
2018 May 07
Дайджест продуктового дизайна
Собрал дайджест продуктового дизайна за апрельhttp://jvetrau.com/digest-2018-apr/ на основе материалов группы https://www.facebook.com/groups/pdigest/.

В этом месяце формату исполняется восемь лет — это один из самых старых дайджестов. Объём первого выпуска был в несколько раз меньше — https://jvetrau.com/digest-2010-apr/. Почти закончил переезд на новый формат подачи (осталось причесать тему оформления, из которой торчат костыльки), прокачиваю другие каналы чтения — к концу года вся картина должна сложиться в сильно переработанный подход.

Напомню, что дайджест можно получать разными способами:
ВКонтактеhttps://vk.com/pdigest
Facebookhttps://www.facebook.com/groups/pdigest/
Рассылка по почтеhttp://eepurl.com/bu61XX

#digest
источник
2018 May 10
Дайджест продуктового дизайна
Google показал обновлённую дизайн-систему Material Design 2.0 на конференции I/O — https://material.io/. Это серьёзное изменение визуального стиля и расширение инструментария, первые звоночки которого появились ещё в марте (https://www.theverge.com/2018/3/7/17092800/android-p-new-design-changes-features).

Визуально Android P продолжил сближение с iOS (различия между платформами стираются с обеих сторон):

1. Много скруглений, что сильно перекликается с iOS 10-11 (https://www.theverge.com/2018/3/7/17092800/android-p-new-design-changes-features). Возможно, это сделано с прицелом на безрамочные телефоны, которых становится всё больше — это лучше сочетается с их скруглёнными краями экрана.

2. Цвет настроения — белый (https://uxdesign.cc/previewing-material-design-2-0-ec0215f0588f). Больше нет яркой шапки приложения и серых подложек, сплошное белое пространство с минимумом акцентов. В каких-то приложениях Google встречается цветная нижняя панель (https://cdn-images-1.medium.com/max/2000/1*Tu6q1DcA1aGpUDKoVG4Yzw.png) и сама идея акцентных цветов не уходит из гайдлайнов (https://material.io/design/color/the-color-system.html) но тенденция явная (включая веб — https://www.engadget.com/2018/04/25/google-gmail-redesign/ и https://www.engadget.com/2018/05/10/google-drive-redesign/).

3. Навигация по операционке в духе iPhone X (https://storage.googleapis.com/gweb-uniblog-publish-prod/original_images/New-System-Navigation_03.gif). Паттерн «рукоятки» (https://uxdesign.cc/handlebars-in-ui-design-4b36af67733b?gi=aa27f4f2efcd) вместо кнопки «домой» с почти аналогичной механикой, отказ от отдельной кнопки списка приложений (также вызывается свайпом снизу), ну и ставшая официальной в последние годы нижняя панель навигации. Всё это помогает управлять современными телефонами, которые стали не только больше, но ещё и выше за счёт безрамочности. Кстати, в некоторых новых приложениях Google инструменты навигации почти везде внизу (https://www.androidpolice.com/2018/04/25/hands-google-tasks-another-beautiful-disjointed-way-get-things-done-google/). Осталось упростить кнопку «назад» (она уже пропала с домашнего экрана).

Можно назвать это вкусовщиной, но первая версия Material Design имела своё лицо и можно было говорить о характере бренда, выраженном в интерфейсе. Кто-то жаловался, что гайдлайны слишком жёсткие и делают приложения однояйцевыми. Но для многих компаний это был сильный ориентир — как можно создать ощущение единства продуктов без использования логотипа. Хотя поддерживать две платформы станет проще.

С другой стороны, теперь Material Design поддерживает более продвинутую тематизацию, чем просто замена цвета — https://material.io/design/material-theming/. Можно менять шрифтовую сетку, скругления элементов интерфейса (точнее, даже их форму — например, можно сделать диагональные скосы), иконки. К этому прилагается плагин для Sketch — https://material.io/tools/theme-editor/ (можно быстро примерить стиль на свой макет) и библиотека иконок — http://material.io/icons (в пяти стилях). Недавно обновлённые продукты Google также используют этот подход — https://material.io/articles/how-google-created-a-custom-material-theme.html (хотя их стиль как раз выхолощенный).

И самое главное — теперь это полноценная дизайн-система с компонентами в коде (https://material.io/develop), а не просто масштабные гайдлайны и шаблоны к ним с какими-то разрозненными примерами. Эти компоненты также поддерживают тематизацию, так что система выглядит целостной (сами компоненты начали появляться год назад). Новый сайт Material Design (https://material.io/) сделал фокус на две составляющие — дизайн и разработка — более явным. Они также запустили давно обещанный инструмент Gallery (https://material.io/tools/gallery/), аналог Zeplin и Wake. Но это как-то вяло на фоне обещаний, данных после покупки Pixate (основатель ушёл в Figma) и Form (Гугл подтверждает репутацию сгнаивателя купленных компаний).

#android #material
источник
Дайджест продуктового дизайна
Из других интересных деталей анонса:

1. Четыре цвета логотипа как основа визуального языка (https://www.fastcodesign.com/90171295/google-just-remade-its-brand-again). Это хорошо получилось в Gmail для веба — иконка «+» и цвета индикаторов чётко наследуют идею.

2. Новый стиль иллюстраций Google (https://www.androidpolice.com/2018/04/25/hands-google-tasks-another-beautiful-disjointed-way-get-things-done-google/).

3. Похоже, для своих продуктов компания перейдёт на шрифт Google Sanshttps://9to5google.com/2018/05/09/google-sans-vs-product-sans/.

4. Самоограничения на использование телефона и отдельных приложений (https://s.aolcdn.com/hss/storage/midas/26f53c50aaa835c66e937ab98714abbc/206359888/DigitalWellbeing_Blog.gif из https://www.engadget.com/2018/05/09/android-p-features-that-matter/ и https://www.engadget.com/2018/05/08/google-android-p-actions-slices-predictive-apps/). Пользователь сам задаёт их, после этого приложение становится чёрно-белым, мотивируя прерваться. В ночное время телефон полностью переходит в такой режим.

5. Проще настраивать частоту уведомлений (https://www.engadget.com/2018/05/09/android-p-features-that-matter/). Если пользователь несколько раз скрывает уведомление от приложения без прочтения, Android предложит скрыть его вообще. Наушники Pixel Buds могут зачитывать некоторые уведомления голосом (https://www.engadget.com/2018/05/09/google-pixel-buds-let-you-customize-which-apps-send-spoken-notif/).

6. Интеграция сторонних приложений в результаты поиска и контекстные меню в качестве Slices (https://s.aolcdn.com/hss/storage/midas/9a19c2df03d0e18c4dac34b7630ccfce/206359885/Slices_Blog.gif) и поиск по выделенному слову (https://o.aolcdn.com/images/dims?resize=980%2C640&quality=100&image_uri=https%3A%2F%2Fs.aolcdn.com%2Fhss%2Fstorage%2Fmidas%2F6c9302a32a0c5a3baf09628da8c5fbca%2F206360669%2F_MG_1041.jpg&client=cbc79c14efcebee57402&signature=e0c3469b7613c176e864832f38b65ad71d15ac59).

7. Google Assistant может сам позвонить и забронировать ресторан (https://www.engadget.com/2018/05/08/pretty-sure-googles-new-talking-ai-just-beat-the-turing-test/).

8. Мобильный Сhrome поддержит дополненную реальность (https://www.engadget.com/2018/05/09/google-augmented-reality-chrome/).

9. Экспериментальная камера Google Lens научилась делать больше (https://www.engadget.com/2018/05/09/google-lens-hands-real-world-copy-and-paste/) и станет частью стандартного приложения (https://www.engadget.com/2018/05/08/google-integrates-lens-camera-app/).

Бета-версию уже можно поставить на некоторые телефоны — http://android.com/beta. Финальная версия появится осенью. Засучиваем рукава, работы будет много.

#android #material
источник
2018 May 14
Дайджест продуктового дизайна
Сегодня вышла четвёртая рассылка свежих инструментов, экспериментов и исследований на тему алгоритмического дизайна — http://eepurl.com/cKUguj (сам сайт — http://algorithms.design/). Самый сок оттуда:

1. Rama Allen из The Mill размышляет на тему искусства во времена бума искусственного интеллектаhttps://qz.com/1023493/ai-will-be-the-art-movement-of-the-21st-century/. Он также видит это как креативное партнёрство между человеком и компьютером, сравнивая с джазовой импровизацией.

2. Sougwen Chung создала робота, который рисует вместе с нейhttps://vimeo.com/228868235. Очень яркий пример того, что значит концепция ко-дизайна с компьютером.

3. David Dao собрал примеры неэтичного и даже пугающего использования технологий искусственного интеллекта в цифровых продуктах — https://github.com/daviddao/awful-ai.

4. Tom White научился генерировать человекоподобные абстрактные иллюстрации с помощью алгоритма — он скармливает ему обучающую выборку, а затем подбирает относительно узнаваемое исполнение — https://medium.com/artists-and-machine-intelligence/perception-engines-8a46bc598d57. Проект сделан в рамках инициативы Google Artists and Machine Learning — https://ami.withgoogle.com/ (её блог — https://medium.com/artists-and-machine-intelligence).

5. Christian Noessel проанализировал примеры искусственного интеллекта в фантастических фильмахhttps://scifiinterfaces.com/2018/04/09/untold-ai/. Он разделил их на три категории продвинутости и опубликовал список ― https://docs.google.com/spreadsheets/d/1iLboZJ9zs2OjykYWfGOYMBYEkBruDxi1kErwKjb6aIQ/edit#gid=0.

В целом вокруг темы прошла первая волна придыханий и страхов о том, что кто-то заменит дизайнеров и пошли более взвешенные разговоры о том, как может работать коллаб человека и компьютера. Глядишь, и в инструментах дизайна начнут внедрять такие возможности компании помимо Adobe (которых пинают не всегда заслуженно).

Подписаться на рассылку — http://eepurl.com/cKUguj.

#ai #algorithms
источник
2018 May 17
Дайджест продуктового дизайна
Студия Олега Чулакова опубликовала свою дизайн-системуhttps://design.chulakov.ru/. Пока она охватывает только сайт самого агентства, но здорово, когда они осознают их важность в клиентской работе и инвестируют в своё будущее — тот же Brad Frost начал atomic design как решение для клиентских проектов. Одной из первых в Рунете это сделала Мануфактура для клиентских сайтов — https://2015.codefest.ru/lecture/1018. Это хорошо показывает, что дизайн-системы по силам не только гигантским продуктовым компаниям, сейчас хватает инструментов для низкого старта.

Другие новости дизайн-систем:

1. Заработал сайт о дизайн-системах от Figma, который они анонсировали полгода назад — https://www.designsystems.com/stories/introducing-design-systems-dot-com/. В поддержку этого они провели серию митапов по миру — https://www.designsystems.com/stories/what-we-learned-from-hosting-eight-design-system-meetups/. Правда, пока это десяток не особо глубоких статей, так что на фоне общей движухи выглядит малополезным. Из относительно интересного разве что мнения за https://www.designsystems.com/stories/will-design-systems-replace-designers/ и против https://www.designsystems.com/stories/design-systems-will-not-replace-designers/ того, что дизайн-системы снижают потребность в дизайнерах.

Figma также выпустили свой конвертер макетов в код для React на GitHub — https://github.com/figma/figma-api-demo/tree/master/figma-to-react. Karl Jiang рассказывает, как это устроено и что он умеет — https://blog.figma.com/introducing-figma-to-react-d2d545cba3cc. Это важный шаг по связке инструментов дизайна и технологических фреймворков, но без связки с основной библиотекой компонентов это всё ещё игрушка, а это самая сложная задача.

Параллельно инструмент анонсировал разделение стилей на переменныеhttps://blog.figma.com/figma-styles-beta-a-new-way-to-apply-text-and-layer-attributes-1ecde1b0de74. Это один из важнейших шагов для того что бы связать дизайнерские шаблоны и компоненты в коде — сейчас большинство инструментов не имеет модульности для описания символов и компонентов. Ну а в другой статье Jon Rohan из GitHub рассказывает о том, как устроен экспорт библиотеки иконок из Figma в продукт с помощью нового API инструмента ― https://blog.github.com/2018-04-12-driving-changes-from-designs/. Такими темпами к концу года всё-таки придётся подумать о переезде со Скетча.

2. Brad Frost описывает принцип создания тем оформления в дизайн-системах по всем модным канонам ― токены, единая архитектура элементов интерфейса ― http://bradfrost.com/blog/post/creating-themeable-design-systems/.

3. Jeremy Wilken описывает новую систему версионирования дизайн-системы VMWare Clarity — https://medium.com/claritydesignsystem/updating-the-clarity-release-and-support-strategy-c1e37f7d5a0.

4. Дизайн-система компании Hudl — http://uniform.hudl.com/. Очень толковый пример с хорошей структурой и охватом принципов дизайна.

5. Онлайн-курс по работе с живыми гайдлайнами для компонентов дизайн-системы Storybookhttps://www.learnstorybook.com/.

#designsystems
источник
2018 May 18
Дайджест продуктового дизайна
Вот-вот начнутся выходные и если вы вдруг будете скучать дома или на даче, то вот вам подборка подборок, в которых можно потеряться, как в кроличьей норе:

1. Список конференций по дизайну и разработке — https://www.fieldtrips.io/.

2. Серия интервью с интерфейсными дизайнерами в игровой индустрииhttps://medium.com/game-ux-interviews.

3. Шикарный список наград и премий по самым разным веткам дизайна — https://www.alistofawards.com/. Дизайнеры агентства Red Collar участвуют в жюри нескольких из них и рассказывают о механике их работы — https://vc.ru/37753-ustroystvo-konkursov-veb-dizayna-awwwards-cssda-fwa.

4. Коллекция тёмных паттернов, который развивает идеи Harry Brignull, главного евангелиста этой темы — https://darkpatterns.uxp2.com/. Он и сам говорит рекомендует этот сайт, поскольку не успевает обновлять свой.

5. Блог дизайн-команды Контурhttps://medium.com/designkontur. В одной из свежих статей Александр Храмцов рассказывает о Sketch-шаблонах, которые использует дизайн-команда — https://medium.com/designkontur/%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%82%D1%87-%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B-19a692ea959f.

У кого к понедельнику останется меньше десяти открытых вкладок в браузере — тот молодец :)

#links
источник