Ясные надёжные лица уверенных дядек полярной авиации, триумфальная музыка, ламповое шуршание плёнки, отточенный голос диктора...
Короткометражный фильм "Москва - Антарктида" о Первом сверхдальнем полете под незнакомое созвездие Южного креста.
В 1961 году страна под именем СССР запустила Юрия Гагарина в космос.
Но не только.
Решив не останавливаться на достигнутом, организовала и провела первую трансконтинентальную воздушную экспедицию турбовинтовых самолётов в Антарктиду, одной из основных целей которой было сокращение сроков смены состава зимовщиков - вахтовиков станции Мирный с помощью впервые организуемой воздушной трассы Москва - Антарктида.
Обычно замена состава проходила, да и проходит сейчас, в течении двух месяцев по морю, с промежуточными заходами в порты стран, следующих по маршруту.
Здесь же предстояло впервые прокинуть воздушный мост длиною более 26 тысяч вёрст силами Управления Полярной Авиации СССР.
Нитка маршрута (точки остановок служили местом дозаправки и отдыха):
— Москва
— Ташкент
— Дели (Индия)
— Рангун (Бирма)
— Дарвин (Австралия) — Сидней (Австралия) — Крайстчерч (Новая Зеландия) — Мак - Мердо (Антарктида) — Мирный (Антарктида).
Вылетели 15 декабря 1961 года из Внуково, ледового поля ВПП Мирного коснулись 2 февраля 1962 года.
Самолёты, специально подготовленные к полету на сверхдальние расстояния :
- Ан 12
- Ил 18 (установлены дополнительные топливные баки)
Состав участников:
- экипажи двух самолётов - 17 человек (командиры, штурманы, бортмеханики, радисты)
- бригада технического обслуживания - 11 человек
- сменный состав Седьмой советской антарктической экспедиции - 16 человек
Руководители перелета - начальник Главсевморпути А.А.Афанасьев и начальник УПА ГВФ СССР, Герой Советского Союза М.И. Шевелёв.
С таким составом можно было бы и до Луны вполне себе комфортно долететь)
Но сначала - Шестой континент!
Долетели, смогли - без происшествий, поломок, потерь.
По всем точкам дозаправки и отдыха экипажи и участников экспедиции встречали радостные лица и улыбки, атмосфера подлинного интернационального гостеприимства и дружественности - никакой политики, напряжённости и оскала капитализма. Цветы, экскурсии, уютные застолья и пожелания доброго пути навстречу ледяной, загадочной и неизученной планете Антарктида.
Для нас, потомков, кадры этого перелета заснял знаменитый оператор, участник прохода ледоколом"Сибиряков" Северного Морского пути за одну навигацию, главный оператор первой экспедиции на Северный полюс под руководством И.Д. Папанина (СП - 1), фронтовой кинооператор с первых дней войны ( то есть под пулями буквально...) , дважды лауреат Сталинской (Государственной) премии, заслуженный деятель РСФСР, Марк Антонович Трояновский:
" После двухдневного отдыха у праздновавших рождество и гостеприимно встретивших нас американцев экспедиция преодолела последний отрезок пути до Мирного — 2600 километров над Антарктидой.
В этот день я наконец видел, как дрогнули сердца и не хватило выдержки у наших воздушных асов. Это было после высадки в Мирном, когда они оказались в объятиях зимовщиков. И как волнующе прозвучали на полосе расчищенного ледника слова: «Родина стала ближе!» ".
А впрочем - это было просто время Первых.
Помощь в подготовке материала
csdfmuseum.ru