Поймали тут ещё одного у причала, занял место ледокола "Москва", который ушёл в Сабетту.
Такой вот "Мудьюг".
Нет, это остров в Белом море.
Да, в честь него. Остров Мудьюг не безвестный какой-то, но исторический - видел интервенцию, стоял у его берегов крейсер "Аврора", на острове находился самый первый концентрационный лагерь русских военнопленных Первой Мировой войны.
Сейчас имеется музей, посвященный этим трагическим событиям, так называемый "Музей каторги"...
Вообщем, остров, как и ледокол, весьма и весьма примечателен.
А у ледокола интересная судьба сложилась.
Построен он был в 1982 году на той самой знаменитой финской судоверфи "Wartsila", что дала нашей холодной и снежной стране стадо (иначе не скажешь)), НЕатомных, но дизель - электрических ледоколов - богатырей в количестве 16 (!) штук, каждый из которых сейчас достойно трудится в западных и восточных секторах Арктики.
"Мудьюг" шёл головным в новой серии вспомогательных ледоколов водоизмещением 5 500 тонн.
Об этой крутейшей финской конторе отдельно сделаем пост, конечно же)
Так вот наш "Мудьюг" после спуска на воду пахал себе в территориальных северных водах СССР до 1987 года, не чуя беды... Беда пришла как обычно с Запада, с Германии, той самой.
Немецкие деятели из конторы "Thyssen-Vaas" внесли нашим бравым полярным командорам чисто немецкое рацпредложение в рамках улучшения ледокольной породы - разобрать корпус судна до миделя, начиная с бака и прикрутить ему ледокольный нос по швейцарскому образцу (почему-то...), вместо проверенного не одной полярной навигацией финского.
Типа, наш еisbrecher * "Макс Вальдек" нормально толкается по Рейну, а ваш "Мудьюг" чем хуже то?..
По Рейну, Карл!..
Сказано - сделано.
Но то, что немцу в самый раз, то русскому швах.
Нос вышел так себе, как галоша натурально, по этой форме носа "Мудьюг" узнает издалека даже человек, весьма и весьма далёкий от флота вообще и от ледокольного флота в частности. За глаза его так и называют - "галоша" или "ноздря". Последним именем в "честь" того, что в ходе переделки якорные клюзи встали в таком положении, что напоминают собой ноздри в носу ледокола.
Да, вот так вот...
Но эстетика во льдах не главное, ледокол создан был для тяжёлой работы. Однако в ходе немецкого циничного вмешательства он утратил свои основные функции и стал потерян для Арктики, от слова "совсем". Испытания переделки проводились у Шпицбергена, летом, только там смогли найти в это время подходящие ледовые массивы.
Поначалу все прошло гладко - "Мудьюг" резал лёд превосходно, оставляя после себя идеально ровные края канала.
Но, впоследствии, в условиях реальной ЗИМНЕЙ проводки он потерял эффективную ледопроходимость (заклинивание при движении передним ходом), и вдобавок отказался идти задним ходом при любом незначительном сжатии. То есть резать однолетний лёд судно могло, а многолетний торошенный - увы... Ледокол стал ледорезом. Так...🤔
Взяв время на раздумье, что и как делать (вопрос кто виноват не стоял)), ледокол поставили к стенке. Нет, не в том смысле, а просто в отстой причалов Архангельска.
В итоге решили, что, раз арктический лёд не дался тевтонскому "гению", то пусть рубит лёд Балтики. Перегнали с Белого моря в Финский залив в 2010 году.
Теперь его удел - акватория Невской губы, проводка судов в Северо-Западном бассейновом филиале компании Росморпорт...
Мораль этой истории - не все то золото, что блестит, пусть даже и немецкое. Ибо должными компетенциями в постройке ледоколов уровня Аrc 6 / 7 / 8 обладают всего две страны в мире.
В одной мы с Вами живём, а вторая маленькая, но очень технологичная сосед - страна Финляндия.
А огромным опытом эксплуатации во всех мыслимых и немыслимых условиях Арктики и Антарктики обладает и подавно одна Россия.
Какой кусок земного шара оторвали себе - вот сами с ним и мучайтесь.
Вот и мучаемся, но с достоинством)
Вас знакомим с эпизодами👆
* ледокол (нем.)