Арктика и Северный Морской Путь. Северный Морской Путь и Арктика. Одно из другого.
СМП впервые был пройден с востока на запад грузовым конвоем в 1935 году. А до этого - попытки в течении 400 лет найти и проторить в этом логичном направлении, наиболее безопасный маршрут сквозь льды Северного Ледовитого океана.
С начала ХХ века помощь в этой нелегкой задаче стал осуществлять новый тип судов - ледоколы.
Ледоколы - тема большая, широкая, интересная, напрямую связанная с нашей страной и народом. Конструктора, строители, верфи, заслуженные капитаны, мировые рекорды высоких широт, миллионы тонн дедвейта проведенных полярных конвоев, сотни проведенных исследований. По возможности будем знакомить Вас, наши уважаемые, с этими молчаливыми, подобно скалам Шпицбергена, не знающими преград судами особого назначения.
А пока, к чему мы это все - да к тому, что невзирая на все эти заслуги и доблести, в СССР, стране - наследнице Российской Империи, создавшей данный класс и наиболее полно использовавший его в силу географических и экономических причин, не было снято ни одного фильма про ледоколы. Ни около, ни про них, ни про людей, создающих и работающих на этих сложных добрых махинах.
И лишь в 2016 году на экраны вышел художественный фильм "Ледокол". Про него и пойдет наш рассказ - рецензия.
Радует что фильм в целом на реальной истории. Радует хорошими актерами, подобраными соответственно образу их героев, поразительным погружением в атмосферу 80 - х, с патлатыми мужиками в цветастых свитерах и нагольных овчинах, с сермяжными лицами, шурующих по стальным лабиринтам ледокола под песни Цоя.
Сергей Пускепалис в роли капитана тут свиреп и строг до жестокости, настоящий покоритель льдов. Сыграть эту роль ему вероятно было не сложно, ведь, как оказалось, он тянул срочку на Северном Флоте, в Североморске. Так сказать, знаком с фактурой. Чудаковатый и дичающий среди "белого безмолвия" без своего вертолета вертолетчик, поклонник творчества группы "КИНО", отменно сыгранный Алесандром Палем. "Время есть, а денег нет и в гости некуда пойти" - очень своевременно и в тему поют в трюме фрондирующие члены экипажа)
А кстати, помнит кто-то фигурки чертей, что плели из капельниц от безделья?) Увидев в фильме кадры со знакомой фигуркой в руках одного из героев, мы ностальгически вздрогнули.
А кубик Рубика, сентиментально и одиноко оставленный на льду океана?
Про что лента-то, спросите Вы, наши читатели?..Но проще и интереснее будет рассказать о подлинной истории, на основе которой создатели решили снять это дивное кино, ибо подлинная история всегда нечто большее, нежели ее экранное отражение.
В 1985 году НЭС "Михаил Сомов" (в фильме "Михаил Громов", сценаристы решили максимально не удаляться от оригинала), во второй раз влетел в антарктический дрейф в море Росса. Влетел серьезно, на 133 дня. В начале дрейфа на борту судна находилось 133 человека, после 77 было эвакуировано. 53 человека отказались от эвакуации, включая 9 женщин...И одной кошки. Кошка впрочем потом сошла с ума и погибла. А люди выстояли. Во тьме южнополярной ночи, в режиме жесткой экономии топлива, дурнея от безделья и тупой тоски, недоедания и холода. В окружении 52-х постоянно шакалящих рядом айсбергов, так и жаждущих сжать до гибели стальную обшивку морского скитальца ( в фильме второго главного героя, огромный айсберг, пытающийся разными путями и способами изворотливо задавить ледокол, команда шутливо назовет Семен Семеныч))
Читая страницы книг про подвиги "первооткрывателей" Арктики начала ХХ века, думается - ох, как же это было давно, что подобное - продолжительный тяжелый дрейф, отсутствие помощи, цинга, смерть людей от холода и недоедания, гибельные несчастные случаи при попытках выйти на материк - вообщем, что описываемые лютости уже суть достояние пожелтевших страниц в потрепанных от частого чтения мемуарах знаменитых полярников. Но тут - на календаре 1985 год, на носу "перестройка", а условия - все те же, как и век назад. Конечно, в описываемых событиях никто не погиб, не ушел под лед полыньи, не замерз, продираясь сквозь торосы на берег. А все же - более 4 месяц