Size: a a a

Заполярные будни

2019 January 09
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
И наш фешенебельный вид из окна на "пепси-колу"  или БУ Уралмаш 6000/400 ЭК - БМЧ "Арктика", на самую высокую буровую на Сабетте
источник
Заполярные будни
А вот случай из чьей-то трудовой рабочей вахты😂
источник
Заполярные будни
источник
2019 January 11
Заполярные будни
У нас пальцы мёрзнут и главмех из в̶а̶х̶т̶о̶в̶к̶и̶ редакции гонит нас в балок спать.
Мы Вам наши драгоценные, обзор фильма во тьме делали
Давно не делали, исправляемся.
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Арктика и Северный Морской Путь. Северный Морской Путь и Арктика. Одно из другого.

СМП впервые был пройден с востока на запад грузовым конвоем в 1935 году. А до этого - попытки в течении 400 лет найти и проторить в этом логичном направлении, наиболее безопасный маршрут сквозь льды Северного Ледовитого океана.
С начала ХХ века помощь в этой нелегкой задаче стал осуществлять новый тип судов - ледоколы.

Ледоколы - тема большая, широкая, интересная, напрямую связанная с нашей страной и народом. Конструктора, строители, верфи, заслуженные капитаны, мировые рекорды высоких широт, миллионы тонн дедвейта проведенных полярных конвоев, сотни проведенных исследований. По возможности будем знакомить Вас, наши уважаемые, с этими молчаливыми, подобно скалам Шпицбергена, не знающими преград судами особого назначения.

А пока, к чему мы это все - да к тому, что невзирая на все эти заслуги и доблести, в СССР, стране - наследнице Российской Империи, создавшей данный класс и наиболее полно использовавший его в силу географических и экономических причин, не было снято ни одного фильма про ледоколы. Ни около, ни про них, ни про людей, создающих и работающих на этих сложных добрых махинах.

И лишь в 2016 году на экраны вышел художественный фильм "Ледокол". Про него и пойдет наш рассказ - рецензия.

Радует что фильм в целом на реальной истории. Радует хорошими актерами, подобраными соответственно образу их героев, поразительным погружением в атмосферу 80 - х, с патлатыми мужиками в цветастых свитерах и нагольных овчинах, с сермяжными лицами, шурующих по стальным лабиринтам ледокола под песни Цоя.
Сергей Пускепалис в роли капитана тут свиреп и строг до жестокости, настоящий покоритель льдов. Сыграть эту роль ему вероятно было не сложно, ведь, как оказалось, он тянул срочку на Северном Флоте, в Североморске. Так сказать, знаком с фактурой. Чудаковатый и дичающий среди "белого безмолвия" без своего вертолета вертолетчик, поклонник творчества группы "КИНО", отменно сыгранный Алесандром Палем. "Время есть, а денег нет и в гости некуда пойти" - очень своевременно и в тему поют в трюме фрондирующие члены экипажа)
А кстати, помнит кто-то фигурки чертей, что плели из капельниц от безделья?) Увидев в фильме кадры со знакомой фигуркой в руках одного из героев, мы ностальгически вздрогнули.
А кубик Рубика, сентиментально и одиноко оставленный на льду океана?

Про что лента-то, спросите Вы, наши читатели?..Но проще и интереснее будет рассказать о подлинной истории, на основе которой создатели решили снять это дивное кино, ибо подлинная история всегда нечто большее, нежели ее экранное отражение.

В 1985 году НЭС "Михаил Сомов" (в фильме "Михаил Громов", сценаристы решили максимально не удаляться от оригинала), во второй раз влетел в антарктический дрейф в море Росса. Влетел серьезно, на 133 дня. В начале дрейфа на борту судна находилось 133 человека, после 77 было эвакуировано. 53 человека отказались от эвакуации, включая 9 женщин...И одной кошки. Кошка впрочем потом сошла с ума и погибла. А люди выстояли. Во тьме южнополярной ночи, в режиме жесткой экономии топлива, дурнея от безделья и тупой тоски, недоедания и холода. В окружении 52-х постоянно шакалящих рядом айсбергов, так и жаждущих сжать до гибели стальную обшивку морского скитальца ( в фильме второго главного героя, огромный айсберг, пытающийся разными путями и способами изворотливо задавить ледокол, команда шутливо назовет Семен Семеныч))

Читая страницы книг про подвиги "первооткрывателей" Арктики начала ХХ века, думается - ох, как же это было давно, что подобное - продолжительный тяжелый дрейф, отсутствие помощи, цинга, смерть людей от холода и недоедания, гибельные несчастные случаи при попытках выйти на материк - вообщем, что описываемые лютости уже суть достояние пожелтевших страниц в потрепанных от частого чтения мемуарах знаменитых полярников. Но тут - на календаре 1985 год, на носу "перестройка", а условия - все те же, как и век назад. Конечно, в описываемых событиях никто не погиб, не ушел под лед полыньи, не замерз, продираясь сквозь торосы на берег. А все же - более 4 месяц
источник
Заполярные будни
ев в условиях, максимально приближенных к знаменитому седовскому дрейфу 1937 - 1940 г.г. Вынужденный героизм команды "Михаила Сомова" был следствием выхода в поход на месяц позже намеченного срока, определяемого коротким антарктическим летом. Но - как будет написано на плакате радостно встречающих "Михаила Сомова" с экипажем в порту Ленинграда родных и близких: "Мужество и труд - льды перетрут"

Тот дрейф показал, на что способны скромные сильные люди, велением сердца выбравшие трудную работу - преодолевать и созидать, при этом называя все происходящее с ними просто - работа...

Просто работа - перевозка дизтоплива для "Сомова" вертолетом МИ 8, в условиях антарктической полярной ночи, на пределе видимости, с борта посланного на помощь ледокола "Владивосток" с посадкой на лед наспех оборудованной площадки рядом с " Сомовым", за что пилот этой "восьмерки" Б.В. Лялин, налетавший в общей сложности за свою вертолетную жизнь уверенные 14 000 часов, получил Звезду Героя. Хотя просто только за такой налет надо давать уже две Звезды минимум.
"Знаете, если награждать за все, что в Антарктиде в те годы делалось и делается сегодня, то наград не хватит. Это наша работа" - Борис Лялин.

Просто работа - переть максимальными оборотами на помощь, сквозь "ревущие сороковые" и "неистовые пятидесятые" на ледоколе "Владивосток", предназначенном уверенно ходить сквозь пак Арктики, но неустойчивым на открытой воде при 9-ти бальном шторме, в силу особой яйцевидной формы днища. Когда волна размером с твою пятиэтажку в лоб штурмует незванного гостя, смывая приваренные к палубе трапы и вынося в океан взятый запас топлива для "Сомова", а крен достигает 45 градусов.

"Пробились мы к “Сомову” и, правда, не с первого раза, но сдернули его! А потом вывели изо льдов на чистую воду, как говорил герой моей любимой кинокартины, «без шума и пыли». Обычная работа…" - Г.И. Антохин, капитан "Владивостока"

Каждый человек из оставшихся на полный срок в дрейфе членов экипажа и сотрудников станции "Русская" выполнял свою "простую" работу. Тем и выстояли
"Вышли на хорошую дорогу, прошли 30 миль по трещине прямо к "Сомову", — рассказывал потом Геннадий Антохин. — За 20 миль они увидели зарево нашего ксенонового прожектора. Связались по радиотелефону: "Наблюдаете?" — спросили. "Наблюдаем", — ответили. К нашему приходу здесь, в районе дрейфа "Сомова", появились разрывы. Он стоял в "чашечке", вокруг него барьер непроходимых льдов, а в полумиле от него — чистая вода. Подошли с одной стороны, с другой. И начали окалывать…»
11 августа 1985 года оба судна, ледокол "Владивосток" и НИС "Михаил Сомов" выползли с боем из ледяных челюстей Антарктиды и взяли курс на Владивосток. За этот второй дрейф "Михаил Сомов" удостоился бесспорной награды в виде ордена Трудового Красного знамени, а капитана Валентина Филипповича Родченко озаботили Героем Советского Союза.
Оба корабля благополучно дошли каждый в свой порт приписки.

Но "Михаила Сомова" не зря назвали в честь заслуженного полярника, начальника полярной станции "Северный Полюс 2", руководителя первой Антарктической Советской экспедиции и просто неистово геройского дядьки Михаила Михайловича Сомова. В 1991 году судно умудрилось, видимо уже по привычке, и в третий раз вписаться в продолжительный дрейф практически в тех же широтах и тоже на 4 месяца, спокойно и мерно потрескивая бортами в ожидании ледовой разрядки... Увы - в этот третий раз геройство не засчитали по причине изменения внутриполитической обстановки в СССР вкупе со сменой созидательных приоритетов на приоритеты сугубо противоположные. И тогда забытый, печальный, но не сдавшийся "Сомов" гордо выкарабкался самостоятельно.

Сейчас судно - дрейф находится в эксплуатации у Северного межрегионального территориального управления "Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды". Используется для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы и иные объекты персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований районов Арктики. Вообщем продолжает раз и навсег
источник
Заполярные будни
да идти когда-то выбранным собственным путем - путем отважного стального работяги, бороздящего вдоль и насквозь всю сеть северных и южных широт.

Герой СССР, капитан Родченко В. Ф., сейчас проживает в доме социального обеспечения в Санкт - Петербурге. Редакция ЗБ пробовала посетить его, но он не любит незванных нахальных гостей ( да и кто их любит - то, незванных, даже и не нахальных). Может быть, получится у Вас, наши читатели...

Герой СССР, вертолетчик Лялин Б.В. сейчас трудится советником генерального директора компании "Ютейр", ее вертолетного дивизиона.

Капитан ледокола "Владивосток", Г. И. Антохин, является старшим капитаном - наставником Дальневосточного морского пароходства. В мае 2012 года в Кремле был награжден Орденом "За заслуги перед Отечеством lV степени", за сложную спасательную операцию в Сахалинском заливе в январе 2011 года.

Возращаясь к тому, с чего начали писать этот длинный текст - к фильму "Ледокол", скажем, что смотреть его стоит, невзирая на россыпь второстепенных киноляпов и лёгких несовпадений с действительностью.
Эта лента лишь открытая дверь для тех, кого заинтересуют описанные события, материала в Сети предостаточно, включая три документалки тех лет и два полных интервью с капитаном Родченко.
От себя добавим ссылку на интервью с нынешним капитаном "Михаила Сомова", ну и как повелось у нас - примерное местоположение в почти реальном времени ( точность положения зависит от наличия или отсутствия сигнала с АИС-передатчика, обязательно установленного на каждом судне).
https://www.marinetraffic.com/en/ais/home/centerx:40.2/centery:64.5/zoom:10

С октября точка не обновляется, стоит в Архангельске, видимо в ожидании очередного сурового залипания во льдах, без этого уже никак.

Ждите следующие рецензии, у нас на очереди 4 киношедевра.
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Общение с высшим разумом
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Товарищ Родченко думает:
-А не послать бы это все и в Гагры?..
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
"Михаил Сомов" в кильватере ледокола "Владивосток"
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Шикарная марка в честь события
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Мужчина и просто красавец!👍
источник