Size: a a a

Заполярные будни

2018 October 02
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
72 градуса ниже нуля.

Геройский фильм по одноименной повести В.М.Санина.

Предворяя рецензию, скажем, что и она написана не собственно ради фильма, но ради популяризации художественного творчества арктического и антарктического "певца"-Владимира Марковича Санина, "лучшего друга полярников") О Владимире Марковиче необходимо писать отдельную статью, столь много где он был и видел, а после все это виртуозно и красочно представил в своих рассказах и повестях. Его "вселенные"-это сестры Арктика и Антарктика. Он побывал в экспедициях на обоих полюсах и четырнадцатью своими повестями приоткрыл нам тайны "белого безмолвия". Завидная и интересная судьба участника СП-15  и САЭ 71. Его имя стоит вровень с именем Олега Куваева по степени погружения в тему. Редакция ЗБ Санина читает и настоятельно рекомендует.

Теперь о самом фильме. Фильм рассказывает об одном-о борьбе с 72 градусами ниже нуля.
В отличии от предыдущей картины, здесь не будет няшных оленей и бойких погонь за коварными медведЯми. Здесь о царстве предельных температур и вторгшемся в эти царства конвое смельчаков на шпарящих по куполу Земли от станции Мирный до станции Восток и далее к Полюсу недоступности лязгающих стальных гусянках. О характерах, о стойкости, о лопающейся в труху легированной стали, о том -  что НАДО. Надо доставить топливо на замерзающую станцию, во что бы то ни стало, в крутой несезон, первый раз по такому маршруту. С кем ты пойдешь в мертвую мглу Южного купола?..

В середине прошлого века, когда в 1955 году по международному соглашению территория Антарктиды была поделена между 12 государствами,  СССР досталась часть восточного побережья континента, а американцам - самый центр, район Южного полюса. В те времена каждая страна строила на своем участке несколько научных станций, с помощью которых непосредственно на месте люди занимались изучением холодного материка. Так вот- Советский Союз помимо закрепленного за ним участка получил также право посещать самую южную точку планеты, где расположились американцы, то есть как бы и в гости, но с сугубо научными целями. Мешало данному путешествию лишь отсутствие более-менее комфортного способа доставки научных сотрудников на Южный купол. Из находившегося в наличии в те годы транспорта не подходил ни один по причине - причин было много и все представляли собой задачи, неразрешимые  для производителей серийной техники. Но, когда заказ  изготовить нужные образцы вездеходов адресовали  Министерству общего машиностроения и авиационной промышленности, то родились прекрасные машины с именем собственным-"Харьковчанка") Насколько эти машины получились удачными, можно оценить и сегодня-они до сей поры трудятся в Антарктиде, стальными недрами защищая учёных и исследователей от звенящих морозов и шквальных сквозных ветров. А прошло уже более полувека с их первого похода на купол !
Повесть, как и фильм, являет собой художественный пересказ беспримерного перехода советского санно-гусеничного поезда по снежной целине в условиях высокогорья от антарктической станции Мирный до Южного полюса Земли. Впервые. 2700 км в стране "белой смерти". 1.5 месяца непрерывного героизма-не по нужде или вследствии непродуманных действий, но согласно обстоятельствам губительных широт. Редакция только лишь примерно может представить, каково было этим людям. Если Вы помните, то у нас организованы  перевозки по зимникам Ямала от баз снабжения по всем платформам бурения. Температура иногда падает и до -43, да с ветром, от которого на голой равнине не скрыться. Постоянно в вездеходах работают все печки, иначе кабина выстывает за 10 минут, какой бы утепленной она не была. А топливо, а аккуммуляторы, а не дай бог мост потек или шпильки сорвало, ремонтировать в снегу, в сугробе, одному, никакой помощи, да на горбу ДЭС-ка 24-х тонная... Но такое происходит редко, бывает-но редко. Да и есть спутниковая связь, да и мобильная кое-как, если на кабину взобраться в ясный день да на пригорке, встречка раз в сутки пройдет-короче, не пропадешь. У ребят с антарктического конвоя все было на порядок сложнее, все в первый раз. Плюс, как следует из повести, остатки
источник
Заполярные будни
сил выбивала "горняшка" - кривая высот шла от 40 м на станции Мирный до 3 700 (!) на станции Восток, с дальнейшим понижением до 2 800 на Амундсен-Скотт, конечной точке каравана. Двигатели захлебывались, люди выматывались из сил гораздо быстрее, постоянные головные боли, тошнота и вялость... И мороз...Лютый, свирепый, беспощадный, превращающий в хрупкое стекло все, что успевало остыть и замерзнуть на машинах.
Вот небольшой отрывок из воспоминаний участника этого антарктического прорыва века В. Чистякова :
"Вышел из машины подать сигнал ракетницей, а на обратном пути, хоть и был очень тепло одет, почувствовал страшный холод: руки ни развести, ни поднять. Сознание уплывало. Собрав последние силы, чудом открыл дверь кабины и ввалился туда. Оказалось, что наружный термометр показывал 76 градусов мороза!». Вообщем - за гранью...

Возвращаясь к фильму, после просмотра уже, понимаешь, что одной серии все-таки маловато для такого грандиозного события в полной ярких страниц истории изучения шестого континента. Посему-книга, спасает книга, где личности участников раскрыты более полно и повествование пестрит важными и интересными подробностями жизни и работы в условиях аномально низких температур. Но для ленты подобрали плеяду "звезд" советского кинематографа: тут и заслуженный Николай Крючков, молодые Александр Абдулов, Олег Янковский и Михаил Кононов.
И - песня в начале. Владимир Высоцкий. "Белое безмолвие". До мурашек.
Поэтому в любом случае смотреть следует, если пока нет времени на чтение.  Главное, что все, что представлено в кинокартине-было на самом деле.

Для тех из Вас, кто проникнется, уважаемые наши читатели, темой исследований, жизни и работы в Антарктике - даем ссылку на страницу по всей видимости, как следует из постов, сотрудника, работающего в настоящее время на станции "Восток" . Кладезь информации и редчайших кадров быта и обстановки зимовщиков. Есть там и легендарные "Харьковчанки".
     pikabu.ru/profile/deratizator

И кстати - почему ж эти птицы на Север летят, когда птицам положено только - на Юг?..
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
В.Чистяков у своего пепелаца
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
С нами Бог, парторг и Харьковчанка!
источник
2018 October 07
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Вчерашнее северное сияние
источник
2018 October 12
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Хоть и с запозданием, но на Ямал наконец-то пришла зима
источник
2018 October 13
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
Великие сибирские огни и великие сибирские реки
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
источник
Заполярные будни
источник