Продолжим разговор о главной мировой теме на предстоящие десятилетия.
Почему именно Европа выступила застрельщиком «Зелёной повестки»? Писал уже, что ЗП единственное, чем может ответить Европа двум своим главным конкурентам – США и Китаю. Собственной армии у неё нет (а после ухода Англии из ЕС ядерное оружие в небольшом количестве осталось только у Франции). Технологических гигантов нет. Крупных финансовых и офшорных центров нет. Медийных империй (шире – индустрии развлечений) нет. Стратегических ископаемых нет.
Зато есть ум и изворотливость, что и позволило в своё время Европе стать центром мира и вообще основать цивилизацию, в которой мы сейчас живём.
И вот эти ум и изворотливость и придумали ЗП. Главное в нём даже не отрасли ВИЭ, в которых сильны европейские компании: ветряки (мировые лидеры тут датчане, немцы и отчасти французы), приливные станции, биогаз, водород (мировой лидер Германия; но сильна конкуренция со стороны Японии и Ю.Кореи). Речь тут может идти в лучшем случае о сотнях миллиардов долларов. Но что такое $100-200, пусть даже $300-400 млрд. в год для экономики ЕС с ВВП в $17-18 трлн.? Масштаб в 2%.
Гораздо важнее и прибыльнее для Европы другое – мировой экологический арбитраж.
Очень наглядный пример. Общий объём мировой торговли квотами на выбросы CO2 в 2020 году возрос на 20% и достиг рекордной суммы в 229 млрд. евро ($275 млрд.). Около 90% продаж пришлось на Европу.
Этот рынок растёт неимоверными темпами. По итогам 2021 года обещают рост даже в 23-27%. Какую ещё отрасль в стагнирующей глобальной экономике вы знает с такими темпами роста? (до кризиса глобальная экономика росла на 3,5-4% - в основном за счёт Китая и других развивающихся стран).
Потенциально же торговля квотами на выбросы парниковых газов может быть рынком с объёмом… $3 трлн. Вот это уже достойный масштаб, что там продажи ветряков на $30 млрд. в год (для примера - вся добыча нефти в мире стоит $2 трлн. в год)
Надо только весь мир подсадить на этот новый рынок деривативов. Заставить участвовать в нём США и Китай (напомню, пока на 90% эта лавочка крутится только внутри Европы). Ну и весь остальной мир. Включая Россию, которой, особо замечу, такой новый рынок только на руку («Путин и здесь всех обыграл»). Структуры сислибов, которые в России надеются оседлать этот рынок, подсчитали, что мы можем иметь $50 млрд. в год на продаже квот на СО2, если европейцы раскрутят этот рынок. Потому Россия кровно заинтересована сейчас в развитии «Зелёной повестке» и вообще готова быть активным младшим партнёром Европы в этом вопросе. Недаром сюда пришёл Чубайс («Где Чубайс – там победа!»). Россия в прямом смысле слова начнёт получать деньги из воздуха. Рента, о которой только можно мечтать.
(и понятно, что регулятор по мировым квотам на СО2 будет сидеть в каком-нибудь немецком Франкфурте)
Но и эти $3 трлн. не всё. Вокруг этого рынка, как у всех деривативов, разовьются перепродажи, фьючерсы, страховки – ещё на триллионы долларов.
И важный политический момент: Европа станет главным арбитром в ЗП. «Эту электростанцию в Китаем не разрешим построить, а эту в Индии – разрешим». Разовьётся новая, могущественная институция в мире, которая станет регулировать всю мировую экономику. Плюс сотни тысяч рабочих мест для высших бюрократов Европы на проверках, отчётах, аналитике и т.п. Если США управляет сейчас всем миром своим долларом (хотя и Европа своим евро отгрызла 25% этого рынка; а Китай только 2,5% своим юанем – что хорошо показывает истинную роль Пекина в мире), то Европа будет управлять миром через ЗП.
Есть ради чего стараться Европе с обработкой всего мира «Зелёной повесткой». Даже можно пожертвовать какой-то частью пролов на раннем этапе борьбы ради такого могущества.