
Начнем с того, что в Указах Президента РФ №204 и 474, а также «Основных направлениях деятельности Правительства РФ» установлена конкретная цель – улучшать жилищные условия для не менее 5 млн семей ежегодно до 2024 года. В профильной госпрограмме об этом ни гу-гу, также там ни слова про «улучшение качества городской среды в полтора раза», «сокращение вдвое количества городов с неблагоприятной средой, повышение индекса качества городской среды на 30%», «снижение административной нагрузки на застройщиков» и другие прописанные выше параметры.
Но это мелочи, ведь есть просчеты системные. Стратегия развития ЖКХ на 2021-2035 года начала разрабатываться в 2019-м, еще при зампреде Мутко. Стратегию развития строительной отрасли до 2030 года стали рисовать еще раньше, с 2018-го. Было проведено много совещаний и экспертиз в министерствах, на правительственном уровне, с участием общественности, бизнеса и законодателей, просижена куча штанов, пролиты ведра чернил – пока Минстрой не решил объединить эти две программы в одну Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года. В апреле прошлого года проект документа лег на стол Марату Хуснуллину.
И можно бы хлопать в ладоши и шампанским, отмечая титанический труд, но в правительстве внезапно приняли решение разработать Стратегию социально-экономического развития России в целом. В связи с чем Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ… утратила актуальность. Три года работы коту под хвост, зато открываются новые титанические перспективы по штанам и чернилам.
Поэтому хотеть от забытой всеми госпрограммы синхронизации и четкого целеполагания в данных обстоятельствах было бы странно. Но Счетная палата докопалась и прописала: «госпрограмма не является в полной мере документом стратегического планирования», «отсутствует перечень государственных программ, которые будут оказывать влияние на ее реализацию» в связи с чем «существуют риски недостижения целевых показателей».
Риск, впрочем, дело благородное, и в правительстве рискнули, профинансировав госпрограмму в 2020 году из федерального бюджета на 312 млрд 400 млн 700 тыс. рублей. Результат: из 68 целевых показателей Минстрой РФ предоставил фактические данные только по 48, 20 «ушли в туман». При этом уровень выполнения по предоставленному замер на отметке 68,8%. Например, на переселение людей из аварийного жилья в Фонд содействия реформированию ЖКХ было перечислено 35,4 млрд рублей, а кассовые расходы Фонда составили на 1 января 2021 года… 85,4 млн рублей.
Минэкономразвития, тем не менее, оценил эффективность реализации госпрограммы в 88,1%, признав, тем не менее, что это «ниже среднего». Счетная палата, дабы не позорить подчиненных Марата Хуснуллина и самого вице-премьера, отказалась оценивать эффективность, сославшись на отсутствие полной информации. Нам же для оценки достаточно двух слов – полный PZDC.