Отвлечемся от политики (хоть и несильно) и обратим внимание на детей. Наткнулся на публикацию, которая навела меня на некоторые рассуждения.
Мне категорически не нравится направление мысли тех, кто отвечает за образование и детей в нашей стране. Я даже не про единые учебники истории, выдуманных героев и прочее. К этой фигне мы привыкли, и это неотделимо от безыдейной автократии, построенной на ностальгии по ушедшей (во многом выдуманной) стране.
Сегодня про другое. Долгое время в западной культуре делали вид, что дети живут в отдельном мире. Матом не ругаются, жизнью не интересуются. Такое рафинированное пространство. И эти правила игры всеми принимались. Дети делали вид, что всё «взрослое» им чуждо. А «взрослые» делали вид, что не замечают проявлений человеческого у детей.
Но в современном мире это решительно невозможно. Мы в эре полной прозрачности и мгновенного доступа к любой информации. Дети уже со средней школы (а некоторые и раньше) сталкиваются со взрослым миром. Изучают его. И я вовсе не про вредные привычки и подобное. Я про новости, мир вокруг, политику, бытовые проблемы, первую любовь, интерес к собственной сексуальности. Такого рода вещи.
Про то, что все эти вещи интересны детям, знают уже достаточно давно, и про это написаны тысячи научных работ. Часть обществ это принимают. Вводят уроки сексуального воспитания, общаются с детьми как с личностями, пытаются их максимально подготовить к этому миру путём непосредственной интеграции в него.
Наше, к сожалению, не из таких. Профильное министерство продолжает делать вид, что до 18 лет у нас непорочные волшебные существа, которые существуют в отдельной реальности. А потом они резко превращаются во взрослых (вжух). Нельзя говорить про политику, нельзя знать о сексе, нельзя задавать неправильные вопросы. То же самое делают с учителями. Пытаются всяески превратить их в неживых и безликих роботов, выполняющих функцию построения манямирка.
И вот это направление мысли на создание рафинированного мира для «защиты» детей несёт в себе два ключевых вреда.
1) Дети и подростки не готовы к жизни. Ранние беременности, доверие мошенникам, незнание своих прав и неумение их защищать. Все это ждёт прямо во время обучения или сразу после.
2) Школа перестаёт быть местом интеграции. Нет доверия к этой системе. В лучшем случае она вызывает у детей пренебрежение, в худшем — ненависть. Конечно, речь не обо всех, но такой подход группу риска сильно увеличивает. И мы видим противопоставление себя этой системе. Повальные пьянство и наркомания среди подростков — и возраст входа всё уменьшается. Тюремная культура. Поножовщина. Агрессия.
Все эти проблемы — не только в нашей стране. Но меня волнует именно она. Поэтому очень бы хотелось изменений в этой области. Но на госпожу Васильеву надежд не особо много.