Считаю занимательным, что кто-то форсит версию с ошибкой пилота как историю про то, что крупные акторы этой катастрофы (Суперджет, Шереметьево, Аэрофлот) не виноваты.
Это не так. Если имела место ошибка пилота — это вина Аэрофлота. Но даже в этом случае вина Суперджета, у которого самолёт построен так, что стойки могут баки пробить, а молния — нанести серьёзный урон самолёту, никуда не девается. Также никуда не пропадает вина аэропорта, потому что самолёт, который аварийно сел, не был обеспечен в необходимый срок пожарными расчётами и машинами скорой.
Каждый из этих акторов привёл к конкретным смертям. Отсутствие каждой из этих проблем привело бы либо к тому, что катастрофы не случилось, либо к тому, что жертв было бы меньше.
И тут нужно понимать, что мы с вами определяем не тех виновных, кто ответит перед судом (спойлер: никто из вышеперечисленных трёх крупных акторов не будет официально признан виновным), а тех, на ком реально лежит вина.
Зачем нам это? Чтобы принимать решения, в том числе политические, в рамках существующих институтов. И вот тут мы подходим к самому главному. Виновников у этой трагедии не трое. Он ровно один — действующая структура власти.
Суперджет был произведён как наш ответ Чемберлену, так как нынешняя власть считает, что мы должны кому-то на что-то отвечать. Суперджет по меркам авиации — очень плохой самолёт (почитайте даже провластных экспертов в этой области). Это также вина структуры власти, потому что половину распилили, а вторую половину потратили неэффективно. В конце на недочеты закрыли глаза.
Что происходит дальше? Дальше власть навязывает в добровольно-принудительной форме Аэрофлоту эти самолеты. Была ли возможность у этой компании сопротивляться? Возможно. Но я сейчас про первопричину проблемы. Так вот эти самолёты навязываются в обход любых конкурентных механик и желания Аэрофлота. С пилотами и их обучением тоже есть история. Но об этом в другой раз.
Ну и к последнему — Шереметьево. Абсолютное уничтожение конкуренции приводит к отрицательному отбору. Дмитрий Каменщик. Говорит вам о чем-нибудь? Его дело (и развязка) было последним гвоздем в крышку гроба в этой сфере.
К чему я все это пишу? Абсолютно неважно, кого признают виновным в этом деле. Надо помнить, что катастрофы — это целая череда ошибок. А в авиационной сфере — очень большая череда ошибок, потому что в ней количество дублирующих систем (в житейском смысле) огромно. Поэтому в произошедшем виноваты и Аэрофлот, и Суперджет, и Шереметьево.
Но полный груз ответственности лежит на последовательной политике (как совокупности действий) существующей российской власти. В ней первопричина. Это надо понимать и помнить.