@greenserpent специально для НЕЗЫГАРЬ
Главный результат первых двух недель мусорной реформы —
она не стала аналогом пенсионной по разрушительным последствиям для имиджа власти. Проблем немало, но механизмы их решения понятны и с грехом пополам внедряются.
По большому счёту, период пробуксовки реформы не имеет ни положительных, ни полностью отрицательных героев.
Каждый внёс свою толику и конструктива, и беспечности.
1)
Федеральная власть.Декабрьская истерика отдельных политиков с требованием снизить тарифы на вывоз мусора дестабилизировала работу регоператоров.
Они спланировали свою деятельность, закупили оборудование — и вдруг услышали, что надо сократить тариф на 20%, поскольку «верхи недовольны».
От импульса такой силы любая реформа (которые в России проходят непредсказуемо) может посыпаться по принципу домино.
Кроме того, ряд чиновников и парламентариев обманули ожидания регионалов, обещая что мусорную реформу в очередной раз сдвинут.
Разумеется, этого не произошло.
2)
Губернаторы.
Главы некоторых территорий очень обрадовались поправкам в законодательство, смягчающим ход реформы, которые подписал Президент в конце декабря.
И применили данный инструмент, чтобы попытаться вытеснить с рынка регоператоров, выигравших конкурсы ранее. Для них внезапно изменились тарифы, нормы накопления отходов и прочие условия.
Ибо ряд губернаторов вовремя не догадались создать карманных регоператоров — и теперь завидуют ожидаемой прибыли более сообразительных коллег.
Такие попытки передела создают огромную угрозу развитию реформы, и без того не блещущей стабильностью.
3)
Региональные операторы.
Поймав эйфорию от прихода в «суперприбыльный мусорный бизнес», некоторые коммерсанты забыли, что, работая с государством, надо просчитать варианты любого внезапного сюрреализма.
Впрочем, это касается регионов, где в отрасль пришли новички. В половине же субьектов Федерации регоператорами стали те, кто выполнял подобные функции раньше, отчего проблем в переходный период не произошло.
Остальных подвела главным образом недоработанная логистика.
Поэтому сейчас власть должна помочь регоператорам наладить планомерную работу системы, которой ещё недавно не существовало.
4)
Население.
Из-за отвлекающих моментов (от полигонных скандалов до борьбы с мусоросжиганием) общественный нерв мусорной реформы был менее накалён, чем следовало бы.
Опять же народ успокоили мантры сенаторов и депутатов, что реформа будет отсрочена.
Однако есть небольшое количество регионов, где тема отходов приоритетна для активистов. Там мониторят реформу в режиме онлайн, выявляют недочёты — и громко говорят о них, не давая властям расслабиться.
5)
Росприроднадзор.
Служба была обезглавлена на полгода, отчего приступает к полноценному мониторингу реформы только сейчас.
Главное, чтобы инспектора ориентировались не только на карательные меры, а оказывали реальную поддержку по устранению выявленных недочётов, анализировали системные проблемы и предлагали их решения через корректировку законодательства.
Ибо полноценного, а не сиюминутного истеричного фидбэка о реальном развитии реформы пока не слышно ни от губернаторов, ни от регоператоров.
Хотя первые получили в свои руки все полномочия и ответственность, а вторые — наконец-то поняли, насколько прибылен/убыточен мусорный бизнес, если начать им заниматься легально и прозрачно.