– Вспомнился пример из Эстонии – программа «Позитивный Таллин». В 2017 году там собрали идеи граждан о том, что нужно сделать в городе. На вопрос, хватает ли денег, администрация города ответила: «Да».
Там говорят, что граждане не такие уж глупые, а предлагаемые ими работы, как правило, важны. Но наших управленцев это до сих пор удивляет. Насколько такая позиция трансформируется под влиянием современной коммуникации?
– Всё зависит от конкретной культуры управления: считает ли чиновник, что он знает лучше горожан, чего они хотят и что им на самом деле нужно? Я считаю, что очень хорошо, когда город говорит: вот 15-20% бюджета, решайте, на что мы его потратим. Партисипативные бюджеты есть в Гааге, Киеве и других городах, и это тот случай, когда ответственность горожан за их город растет на глазах и вместе с прозрачностью городских властей. Муниципалитет всегда может вмешаться, если всё плохо. Но, насколько я знаю, такое происходит нечасто.
– Могут ли чиновники быть против такой практики, например, считая это угрозой для себя?
Среди секторов, которые претерпевают взрывные изменения вследствие инноваций, муниципальное управление пока последнее в списке. В сферу такси пришёл Uber, среди гостиниц появился Airbnb.
Но и сектор управления неизбежно претерпит изменения: бОльшая открытость, принятие решений гражданами ведёт к вопросу о том, все ли люди в секторе муниципального управления нужны, или штат можно сокращать. Сингапур так и делает – и зарплата в государственном секторе сравнима с зарплатой в частном, там работают действительно лучшие специалисты.
http://greenbelarus.info/articles/05-09-2018/vremya-dikogo-zapada-proshlo-umnom-gorode-neobhodimo-grazhdanskoe-obshchestvo