Последствия муниципальной реформы,
против которой боролся экс-глава Серпуховского района Александр Шестун, продолжают крайне негативно сказываться на лишенных самостоятельности муниципалитетах
Целью реформы публичной власти 2003–2019 годов было «проращивание» вертикали госуправления на муниципальном уровене, что во многом объяснялось желанием центра контролировать целевое расходование федеральных средств, в том числе денег нацпроектов. Процесс вызвал ряд заметных конфликтов, самым громким из них стало дело отстаивавшего муниципальную автономию экс-главы подмосковного Серпуховского района Александра Шестуна — он был обвинен в мошенничестве, незаконном предпринимательстве и отмывании средств, вины не признал, приговор объявят 21 декабря.
Эксперты, ссылаясь на поправки к Конституции весны 2020 года (включение муниципалитетов в «единую систему публичной власти»,
см. “Ъ” от 16 января), полагает реформу завершенной. Ключевым ее элементом называется
переход от модели «избираемого мэра» к моделям «сити-менеджера» и «назначаемого мэра» (результат серии правок ФЗ-131 «О местном самоуправлении»), что снизило долю выборных глав городов и муниципальных районов с 60–75% в 2006 году до 5–10% в 2018-м в пользу назначаемых.
Итогами реформы стало: - Значимое сокращение общего объема расходов муниципального бюджета
- Не менее значимое сокращение общего уровня занятости в муниципальном секторе экономики
- Нацпроекты в 2019 году были профинансированы частично, и бюджетный эффект этой работы на муниципальном уровне до сих пор отчетливо не ощущается
- Проблема существенной недофинансированности муниципалитетов в России до сих пор существует
- Не наблюдается роста уровеня профессионализма назначаемых управленцев от их выборных экс-коллег