Утверждения Президентом стратегия развития Арктической зоны до 2035 г. означает серьезную ставку Системы на это направление.
В документе отмечается высокий конфликтный потенциал Арктического региона.
Постоянно увеличивающиеся военные траты США в Арктике и агрессивная риторика Госдепа требуют от России активизации усилий по защите ее национальных интересов в регионе.
Эксперты отмечают, что мировое сообщество настороженно и даже критично относится к выбранной Россией политике активного освоения ресурсов Арктики, но она отвечает национальным интересам государства и имеет союзников (прежде всего, Китай и Скандинавские страны).
Успешная реализация стратегии в долгосрочной перспективе (10-15 лет) позволит существенно влиять на рост ВВП страны и благосостояния населения.
Принятая стратегия требует от регионов арктической зоны сотрудничества, а не соперничества за федеральные деньги и четко определяет траекторию их развития.
Инфраструктурным проектам в документе уделено много внимания (реконструкция портов и аэропортов, строительство дорог, туристических кластеров и т.д.).
Этот фактор ключевой: устаревшая инфраструктура советских времен нуждается в обновлении и требует масштабного финансирования.
Планируется, что в 2035 г. на Арктическую зону будет приходится 26 % добычи российской нефти в стране.
Добыча природного газа будет кратно увеличиваться (2024 г. - 43 млн. тонн, 2030 г. – 64 млн. тонн, 2035 г. – 91 млн. тонн). Эксперты отмечают: отрицательная динамика мировых цен на углеводороды может негативно повлиять на интенсивность развития арктических проектов России.
Другое стратегическое направление – Северный морской путь, который интересен Китаю и другим азиатским странам как альтернативный и более короткий путь доставки товаров в Европу и Америку.
Россия планирует создать инфраструктуру Северного морского пути (ледоколы, морские порты) и планомерно увеличивать объёмы перевозок.
Однако ощутимые результаты в этом направлении можно ожидать не ранее 2030 г.