VG
Услуги по отслеживанию абонентов присутствуют в том или ином виде у всех операторов - например, Мегафон Радар. Все это можно элементарно погуглить в сети.
Технический биллинг предполагает запись не только номера базовой станции, в области действия которой находится абонент при совершении какой-либо активности (вызов, отправка/получение SMS, передача данных), но и так называемого "сектора" - направления нахождения абонента относительно БС.
Более того, оператор может получить данные о местонахождении абонента с точностью до нескольких десятков метров просто инициируя переключение базовых станций, к которым он подключен, и применяя метод триангуляции.
Все это делается по умолчанию. Но есть еще и более продвинутые системы, позволяющие получать данные о нахождении абонента даже при его неактивности, но при условии регистрации в сети, то есть включенного телефона.
Каждый оператор уже давно имеет в своей структуре подразделения Big Data, которые собирают все подряд данные (не только биллинговые) об абоненте. Сколько и как денег положил, какие оплаты делал с мобильного счета и пр. и пр. Оператор агрегирует все эти сведения с целью дальнейшей их обработки и монетизации тем или иным образом.
В число обрабатываемых Big Data данных об абоненте входит и его геолокация. Чтобы потом, например, присылать ему рекламные SMS исходя из его маршрута. Естественно, что все это делается автоматически, дабы не нарушать Законы о связи и персданных.
Что же касается ДИТ Правительства Москвы, то он работает с сотовыми операторами не первый год. И глупо было бы предполагать, что мэрия не будет использовать наработанные механизмы в период самоизоляции.
То, что большинство об этом не знало до сего момента, не значит, что этого не существовало.