#БезБашенноемнение
Есть ощущение, что в вопросе о чрезвычайных мерах и комендантских часах многие (непреднамеренно или с умыслом) упускают из виду существенную разницу между режимами «чрезвычайной ситуации» и «чрезвычайного положения». Часть номенклатуры и обозревателей исходит из представления о том, что накануне вместе с мандатом на введение режима ЧС правительству перешло и неограниченное право жестко запереть население по домам. Однако, представляется, что это не совсем так.
Переданные правительству особые полномочия регулируются законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21.12.1994 г.). Авторы поправок сумели обойти установленный в нем юридический критерий «зоны чрезвычайной ситуации» (конкретной территории, на которой она сложилась), распространив ее границы до общефедерального масштаба. Добавили возможность установления «обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения». Но при этом без изменений остался пункт "д" статьи 10, согласно которому действия правительства по-прежнему не могут ограничивать права и свободы человека и гражданина.
Не думаем, что об этом в спешке забыли. Все гражданские права и свободы зафиксированы в Конституции. Возможность их ограничения прописана в ст. 56 и возникает только в условиях чрезвычайного положения, которое (по № 3-ФКЗ от 30.05.2001 г.) уполномочен вводить исключительно Президент при наличии угрозы конституционному строю России или жизни и безопасности граждан (аварии, катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии и т.п.). Наделение аналогичными полномочиями правительства, с одной стороны, создавало бы нормативно-правовое дублирование, с другой – ослабляло институт президента, на что, разумеется, посягнуть никто не решился.
Таким образом, режимы ЧС и ЧП в сущности демаркированы по старой схеме, и ключевая граница между ними (или одна из них) проходит по линии ограничения прав и свобод граждан. Это, в частности, означает, что хотя Госдума и уполномочила правительство устанавливать образные «правила поведения», но вводить ограничения на конституционную свободу передвижения и выбора места пребывания – по прежнему прерогатива Президента на основании ст. 11 ФКЗ «О чрезвычайном положении». За правительством закреплено лишь право ограничивать доступ людей и транспортных средств В зону и НА территорию чрезвычайной ситуации (п. "а", ст. 10, № 68-ФЗ). То есть, если режим ЧС распространяется на всю страну, то – на территорию России.
В этих правовых условиях (или, скорее, коллизиях), если руководствоваться законом (а Президент, как известно подчеркивает, что «все должно быть по закону»), ни в текущей ситуации, ни в условиях введения режима ЧС, никто не вправе запретить человеку с неподтвержденным диагнозом выходить из дома в любое время суток и появляться в любых общественных местах. А всеобщая самоизоляция населения возможна только в добровольном порядке.
Остается вопрос, как быть правоохранителю, на которого возложены обязанности контролировать исполнение ограничительных мер и штрафовать нарушителей? Ведь, если не предаваться правовой казуистике, то событие правонарушения в данном случае отсутствует...