20-я станция Бакинского метрополитена "Ази Асланов", она же - самая новая станция Красной линии на данный момент, самая первая станция открытая после распада Советского Союза и последняя на Восточном участке III очереди метрополитена. Участок является продолжением действующей линии "Бакы Совети" (сегодня - "Ичери Шехер") - "Ахмедлы" и служит для обеспечения транспортного обслуживания жилых районов 8-й километр и Ахмедлы с населением свыше 500 тыс. человек. С 1989 по 2002 год в Баку не было открыто ни одной станции.
"Ази Асланов" вошла в историю как дважды открывшаяся станция. Для пассажиров она была открыта 10 декабря 2002 года, а 7 июля 2003 года состоялась официальная церемония открытия станции. Станция является конечной на Красной линии, за ней расположены двухпутные оборотные тупики. В отдалённой перспективе планируется планируется продление линии на юг в направлении Зыхского шоссе. Также в перспективе "Ази Асланов" станет пересадочной на одноимённую станцию зелёной линии (между станциями "Хатаи" и "Ази Асланов" будут построены 3 промежуточные станции), далее линия уйдёт в сторону "Гюнешли" (IV очередь). Южный вестибюль спроектирован с учётом обеспечения пересадки по соединительному коридору.
Между тем, история строительства станции "Ази Асланов" началась ещё в середине 1980-х годов. В начале 1990-х годов в связи с распадом СССР и создавшейся в республике ситуацией, ввиду того, что не были выделены капиталовложения на строительство станции "Ази Асланов", призванной завершить восточный участок, образовался застой в строительстве комплекса. В 1993 году Президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым были даны соответствующие поручения об определении источников финансирования для продолжения строительства Бакинского метрополитена и о проведении переговоров с целью приобретения инвестиций.
Тем не менее, эти переговоры так ни к чему и не привели, и работы по строительству станции были приостановлены почти на 10 лет. И только после столь затянувшейся паузы, в 2001 году, когда Европейским союзом были выделены на строительство 4,5 млн. евро, работы вновь пошли интенсивным ходом. Финансирование же строительства тоннелей (5,5 млрд. манатов) целиком легло на плечи государства. Основная часть выделенных средств ушла на закупку весьма дорогостоящего оборудования и менее половины - на само строительство.
Строительство всех станционных сооружений велось открытым способом. Несущие конструкции выполнены в сборно-монолитном железобетоне с использованием сборных типовых элементов, изготовление которых освоено в Баку на заводе железобетонных конструкций АО "Азертоннельметрострой". Конструкция лотка, несущих колонн, балки - монолитные, перекрытия - из сборного железобетона.
Далее читайте и смотрите на сайте:
http://www.mirmetro.net/baki/cruise/01/22_hezi_aslanov