В Телеграме и целом ряде СМИ диванные аналитики активно обсуждают
"решение Владимира Путина списать 20 миллиардов долларов долгов Африке". Многих читателей, естественно, возмущает, что переговоры Путина с Африкой в Сочи закончились именно этим.
Однако
на самом же деле на саммите "Россия — Африка" никто долги африканским странам не списывал. Владимир Владимирович действительно сделал следующее заявление:
"Наша страна участвует в инициативе по облегчению долгового бремени стран Африки. К настоящему времени общая сумма списания задолженности превышает 20 миллиардов долларов".Однако президент имел в виду все те долги, которые были списаны ранее, а именно,
начиная с 1991 года.
Часть из этих долгов вообще была списана при Ельцине. Например, $3,5 млрд Анголе в 1996-м, а также около $4 млрд в 1999-м. Затем уже при Путине в 2001 году списали $3,8 млрд Эфиопии, а в 2006 — $4,7 млрд Алжиру, затем в 2008 году — $4,5 млрд Ливии.
Вбросы прокомментировал даже Дмитрий Песков:
"Многие, скажем так, околоэкспертные специалисты - мы читали, в эти дни, вчера и сегодня - рассуждают, мол, какой ужас, как простили африканцам 20 с чем-то миллиардов долларов долгов. Но это было сделано давно, это не результат последних нескольких дней".При этом необходимо понимать, что списание долгов — это не просто выброшенные деньги на ветер. В обмен на их списание российские компании получают доступ к природным ресурсам Африки и рынкам африканских стран. Кроме того, часть кредитов эти страны получили на покупку советского, а затем российского оружия. То есть фактически Россия, выдавая кредиты, осуществляла тем самым свою внешнюю политику, в том числе и военного характера. Это продолжается и сейчас. Достаточно почитать расследования о ЧВК "Вагнер", деятельность которой распространяется почти на всю Африку.
Фактически речь идет о неоколониализме, а не о наивной выдаче заведомо невозвратных кредитов. Во всяком случае именно так бы на эту ситуацию посмотрел бы любой левый политический теоретик.