Беседина: немного истории вопроса. Сейчас под предлогом ковидных ограничений в Москве сейчас митинги фактически запрещены. Причём именно политические митинги, и только оппозиционные. Концерты и праздники, и даже "Дни Крыма" с Путиным при этом спокойно проводятся. Однако и до введения ограничений существовала реальная проблема с проведением митингов.
Федеральный закон “о собраниях" много менялся за последние годы, и изменения были исключительно негативные. Финансировать митинги теперь нужно так, словно это избирательный счёт кандидата, и подавать потом финансовый отчёт. Штрафы на физических лиц в статье 20.2 КоАП доходят до безумных трёхсот тысяч рублей, что сильно больше многих уголовных штрафов.
И всё-таки исходный смысл, оставшийся с 2004 года это уведомительный, а не разрешительный порядок. Орган власти не может просто так запретить ваш митинг, а может только по объективным причинам изменить время или место.
По действующему московскому закону, в который я предлагаю сегодня внести поправки, уведомления о митингах рассматривают префектуры и Правительство Москвы. И вот тут нормы федерального закона извращены уже московским правоприменителем.
Даже не пытаясь находить объективные причины, ваш пикет из трёх человек в защиту троллейбуса перенесут с Триумфальной площади. Это реальный случай: нет места для трёх человек на Триумфальной площади! Могут и вовсе отказать без переноса. Из уведомительного порядка он стал даже не разрешительным, когда орган власти должен дать разрешение, а запретительным. И вам очень повезло, если каким-то чудом ваш митинг не запретили.
Когда проблема не в законе непосредственно — мы должны сменить правоприменителя. Начать я предлагаю с маленьких мероприятий, численностью до одной тысячи человек, не затрагивающих проезжую часть. Полномочия рассматривать такие уведомления я предлагаю возложить на органы местного самоуправления города Москвы: на местные администрации и аппараты Советов депутатов.
Свобода собраний — это важнейшее конституционное право граждан России. Это часть международных обязательств Российской Федерации. Наконец, это условие существования свободной страны и устойчивой демократии, в которой нам всем жить будет лучше. Я надеюсь, что многие из вас это понимают.
Кроме того, проектом я предлагаю начать возврат роли и смысла московскому местному самоуправлению. Районные пикеты и митинги — это настоящий, без подвоха, вопрос местного значения, который не касается остальных районов города.
Разделение обязанностей между администрациями, чьи главы назначены разными советами в разных политических условиях, позволит надёжно защитить права граждан. Представим, что глава администрации муниципального округа Мещанский, назначенный депутатами из "Единой России", неправомерно вам отказал. Вы всегда сможете обратиться в соседний Красносельский, где ваше уведомление рассмотрит участник движения Солидарность и глава Красносельского Елена Котёночкина. И, соответственно, наоборот.
Наконец, подавать уведомление о пикете районного значения в своём собственном районе, без необходимости ехать в префектуру или в мэрию — это просто удобно. Для этого и существуют муниципалы — решать местные вопросы на своей территории.
Некоторые беспокоятся, что органы местного самоуправления не справятся с возложенными на них столь ответственными обязанностями. Но я смею вас заверить: справятся.
Обязанности органа власти перечислены в федеральном законе о собраниях. Документально подтвердить получение уведомления. Вовремя направить предложение об изменении места или времени. Назначить своего уполномоченного представителя. Указать организатору мероприятия на предельную заполняемость выбранного места. Связаться с полицией, договориться об обеспечении общественного порядка. Проинформировать медицинские власти, при необходимости вызывать скорую помощь. Довести информацию о причинах митинга до тех органов, к которым обращаются митингующие. Информировать федеральную службу охраны, если требуется перекрытие трасс проезда чиновников, что в нашем случае не требуется.