Size: a a a

Уютный адочек

2021 February 25
Уютный адочек
🔍 Поиск по личной базе знаний

Поиск — это алгоритмически сложная задача. Но когда знания распределены по множеству сервисов — всё равно хочется "персональный гугл" для приватных данных.

Французский разработчик Hugues Verlin сделал хитрый финт ушами и сделал поисковую строку, которая проксирует запрос в N внешних систем и отображает результаты как есть.

https://github.com/hverlin/Quest

Quest поддерживает интеграцию с: Confluence Server, Google Drive, Gmail, JIRA Server, Dropbox Paper, Phabricator (revision), Slack, Redmine, Nextcloud
источник
2021 March 01
Уютный адочек
📈 Новых возможностей пост

Трёхлетнее приключение подошло к концу. В феврале автор канала покинул компанию Флант, чтобы двигаться дальше.

Если вам или вашим знакомым нужна помощь с управлением разработкой или менеджментом знаний — сейчас есть возможность пообщаться и попробовать найти точки соприкосновения.

Кратко о моей экспертизе: https://tsupko.tech/
LinkedIn: https://www.linkedin.com/in/i-tsupko/
источник
2021 March 05
Уютный адочек
💩👍 Рубрика "мои восхитительные факапы"

Как известно, все ошибаются, но не все меняются к лучшему. Не повторяйте моих ошибок 🙂

Меня очень фрустрировали слабые менеджеры: забывающие про договорённости, впадающие в ступор при любой мало-мальски нестандартной ситуации.
Я был в это время руководителем в команде технарей и нам было больно от того, что коммуникации с клиентом разваливаются, управление проектом рассинхронизируется с реальной жизнью и наши запросы "наружу" сильно зависают.
Руководитель менеджеров проблему признавал и решить не мог, после пары попыток сдался.

И тогда мне пришла в голову "гениальная" идея: сделать так, чтобы накосячить было невозможно. Корень проблемы виделся в неумении менеджеров планировать и осознавать изменения — значит надо организовать им это. К этому моменту нечто подобное они пытались сделать на ежедневных "митингах", которые длились по два часа, но что-то явно не получалось.

Мы поняли, чего хотим (чтобы каждый менеджер внятно сформулировал какой у него план был вчера, что изменилось со вчерашнего дня и какой у него план сегодня), пришли к мысли, что формулировать эти мысли надо асинхронно и регулярно. А значит — по каждому эпику нужно вести и актуализировать живой план. Это должно сократить двухчасовые "митинги" до вменяемого состояния и дать возможность предметно разговаривать.

Опуская подробности, всё провалилось:
- сильные менеджеры откровенно страдали. Им совершенно не нужны были все эти танцы с бубном. А вытащить их из планирования, сказав, что вся эта отчётность — для менеджеров, заклеймлённых слабыми, казалось некорректным.
- слабые менеджеры... не изменились.
Похоже, проблема была не в способности планировать или рефлексировать, а в самодисциплине, которой у кого-то просто нет.

В этой истории была сделана уйма ошибок: можно было сфокусироваться на конкретных людях, а не на процессе, подтолкнуть людей к переменам как таковым и, конечно, получше разобраться в мотивах руководителя менеджмента. Но история не терпит сослагательного наклонения, и я надеюсь, что все, кто прошли через это простили мне мои ошибки и тоже научились чему-то полезному.
источник
2021 March 09
Уютный адочек
🕹 геймификации вклада в документацию пост

Если вы хотите поиграться с геймификацией достижений в своей команде — возможно вам будет полезна утилита git-fame (https://github.com/casperdcl/git-fame)
На основании истории коммитов она пробует сгенерировать табличку, которая показывает вклад авторов в развитие репозитория.
К методике расчёта есть вопросы, но как минимум как идея — интересно.
источник
2021 March 15
Уютный адочек
📝 журналистики пост

А вы когда-нибудь видели софт для журналистов?
Он неожиданно восхитителен и содержит очень интересные фичи.

Например, есть штуки, которые помогают писать более понятный текст:
- http://www.hemingwayapp.com/ — на английском
- https://orfogrammka.ru/ — Орфограммка — на русском ❤️
- https://glvrd.ru/ — Главред — также на русском

Есть штуки для интервью
- https://cogi.com/ — записать интервью и сразу делать пометки о важных моментах
- https://www.nch.com.au/scribe/index.html — утилита для транскрибирования аудиозаписей.

А есть ещё радикальная штука, которая помогают решить "проблему чистого листа".
https://writeordie.com/ — страшненькая, но супер-навороченная утилита, которая поощряет вас за написание текста или, наоборот, наказывает за не-написание.
источник
2021 April 01
Уютный адочек
😣 Прочитаю это сообщение позже

Есть общий фундаментальный затык в организации записей: свалка того, чем нужно заняться когда-то потом.
Закладки в браузере с интересными статьями, к которым нужно вернуться когда-то позже, вкладки в браузере с интересными сайтами, заметки в Obsidian/Evernote со всякими полезными штуками — ничто из этого не работает, если не проводить чистку.

Записи в записняках надо теггировать, раскладывать по папочкам, линковать и причёсывать. Закладки и вкладки для "попозже почитать" — реально читать или удалять навсегда.
На всё это нужен мозг, сосредоточение и ясное сознание, а программное обеспечение, веб-сервисы и подходы только упрощают, но не ликвидируют необходимость думать.
Поэтому мне кажется, что история про привитие культуры делать заметки должна начинаться не с выбора программки для заметок, а с базового тайм-менеджмента, выделения времени и приоритета для рефакторинга существующих записей.
источник
2021 April 14
Уютный адочек
🔍 Быстрого доступа к личным данным пост

Я уже писал про поиск по базе знаний и не раз (https://t.me/lovely_it_hell/271 https://t.me/lovely_it_hell/231 https://t.me/lovely_it_hell/133)
У меня много данных: карточки в Trello, переписка, база в Evernote и git-репозиториях и целое море Google Docs.
Я пробовал разные вещи (закладки, списки-оглавления) и искренне задолбался добираться до нужных материалов.

Если вы сталкивались с подобной проблемой или чувствуете, что вот-вот столкнётесь — вот аппка для вас:
https://www.chaseapp.io/

Она реализует "поиск единого окна" и реализует классно. Использую уже неделю — полёт нормальный.
Есть, конечно, минусы: непонятно куда загружаются данные, с русским языком проблемы, зачастую не ищет по контенту (а только по заголовкам), не решает проблему систематизации, перелинковки и наведения порядка и не подходит организации, а применимо только для личного пользования.

НО! Посмотрите на список интеграций: Google drive, Gmail, Google Calendar, Trello, Github, Figma, Miro, Notion, OneDrive, Confluence, Bitbucket, Gitlab, Slack, Evernote и ещё ряд других — это уже очень и очень круто!
источник
Уютный адочек
Я слышал много разговоров про глубокую экспертизу в области Knowledge Management, но по факту специалисты затрудняются сформулировать на понятном языке — зачем вот эти все практики и технологии нужны.

Я надеюсь, что эта проблема исчезнет после 8 мая. В этот день, в Питере на конференции Infostart я выступлю с докладом (https://event.infostart.ru/2021/agenda/#item1396455) и постараюсь внятно и в практическом ключе рассказать про прикладные проблемы, подводные камни и решения, связанные с менеджментом знаний.

К слову, в Питере буду с 6 мая, если есть желание пообщаться лично — пишите в комментарии.
источник
2021 April 27
Уютный адочек
Friendly Asked Questions #1 — про уникального эксперта

Я руководитель команды из 10 человек. Когда мой разработчик Алексей уходит в отпуск, куча вопросов "встаёт" до его возвращения, нет никого, кто был бы настолько же в курсе отдельных частей проекта. Разработчику это похоже очень нравится, на моё предложение, чтобы он кого-то научил, передал свои знания реагирует агрессивно. Что делать? Если будут проблемы — всех собак повесят на меня.

Ответы дали авторы каналов Уютный Адочек, Человек и машина и Scrum Master Notes
А мы ждём ваших вопросов в: https://forms.gle/sKyaEuqQMMyFJBxJ8

@scrummasters — Василий Зорин

Все сильно зависит от команды и установившегося статуса кво внутри. Я бы начал с совместной ретроспективы: послушайте, что беспокоит команду, видит ли она эту проблему. Если да - отлично, значит разработчики сами предложат решение, а “Алексею” будет трудно игнорировать мнение коллег. Если команда эту проблему на замечает или обходит стороной - инициируйте разговор самостоятельно, через обсуждение кейсов, которые произошли в результате этой “зависимости” от “Алексея” (задержка релиза из-за отпуска “Алексея”- хороший повод).
Никто лучше самой команды не может сказать, как именно организовать процесс передачи знаний, поэтому главное - это подсветить проблему команде. Если сложившиеся отношения внутри команды не позволяют открыто обсуждать эту проблему, то нужно потратить время на формирование доверия и командной отвественности за результат. Если времени на это нет - прийдется действовать директивно и избегать появления подобных “Алексеев” в будущем.

@manandthemachine@manandthemachine — Карен Товмасян

Ох уж эти Всезнающие Алексеи!
Позволю предположить, что Алексей в конторе был задолго до %username%, иначе непонятно, как подчиненный смог выстроить такую политическую игру.
Не стоит просить кого-то заняться обучением других, это должно быть не просьбой, а задачей.
Если же человек не хочет выполнить такое поручение, то стоит задаться вопросом, не боится ли этот человек потерять ценность для команды и проекта/продукта? Я уверен, нормальная встреча 1-1 приоткроет завесу тайны.
Но предположим, что Леха-карьерист таким образом решил кого-то (вас) подсидеть, и поэтому контакт не налаживается. Решение в таком случае жесткое: уволить и принять удар.
Да, с собаками придется повозиться, но я не слышал ни об одном предприятии, которое закрылось из-за ухода ключевого сотрудника.

@lovely_it_hellЦупко Игорь

Многое зависит от того, сколько у вас времени на решение этой проблемы и какие есть доп. ресурсы. Когда они есть – можно либо вникнуть самому, либо попробовать организовать каким-то образом вытаскивание информации из Алексея (даже при наличии сопротивления).
Сложнее — если ресурсов нет.
Мне бы в первую очередь хотелось поговорить с Алексеем, чтобы, а) показать ему, что его job security в порядке и будет таковым; б) его ценят и любят за его экспертность и это так и останется даже если он будет делиться знаниями; в) понять его мотивы и попробовать придумать, как в них (и возможно ли) в них встроить идею о передаче знаний.
Если удастся договориться с Алексеем, то вытаскивание и распространение знаний станет уже его осознанной и прямой задачей и останется только помогать ему методологически и ресурсно. А если не удастся — надо попробовать найти способ аккуратно разойтись.
источник
Уютный адочек
Пробуем новый формат ответов на вопросы. Вы присылаете вопросы, мы находим подходящих экспертов и даём вам разносторонний взгляд на ситуацию.
Интересно? Продолжать?
источник
2021 April 28
Уютный адочек
Friendly Asked Questions #2 — про документацию

Я инженер в девопс команде и каждый раз когда дают задачи на незнакомый проект — это боль. Хочу, чтобы команда начала писать документацию, но тимлид пожимает плечами, а техдир начинает открыто троллить и идти на конфликт в ответ на такие разговоры. Как быть?

Ответы дали авторы каналов Уютный Адочек, DocOps и The Know All
А мы ждём ваших вопросов в: https://forms.gle/sKyaEuqQMMyFJBxJ8

@the_know_all — Лана Новикова

Документация — один из способов организовать коммуникацию по какому-то каналу. Это решение, а давайте вернемся к проблеме. Зачем документация и какую вашу проблему и проблему бизнеса она решит?
Проблема — неосведомленность сотрудников о том, что делается в другом проекте. Эту проблему может решить не только документация, но и, например, периодические демо, сессии обмена знаниями, shadowing (когда периодически специалисты из одного проекта переключают контекст и работают в паре с коллегами из другого в формате «тени»). Техническому директору это надо «продавать» в его терминах: ускорение разработки, снижение эскалаций, снижение рисков инцидентов.
В тему организации обмена знаниями между отделами есть хороший доклад Марии Палагиной


@docops — Ник Волынкин

Давай тут разделим проблему на три части.
1. Команда не пишет. Стань первым, кто начнёт это делать. Когда будешь в чем-то разбираться — делай заметки. Так у команды будет хороший пример. Постарайся рассказывать команде о том почему и как это делаешь, и замечать, как твоя работа реально будет помогать коллегам.
2. Тимлид не поддерживает идею документирования. Вы, наверное, сейчас теряете время на погружение в задачу и на изобретение велосипедов, теряете мотивацию людей, плохо учитесь на ошибках (и будете их повторять). Всё это напрямую мешает работе тимлида и ставит его задницу под удар начальства. Не предлагай тимлиду писать доки — предлагай ему помощь в его работе.
3. Техдир идёт на конфликт. Лучше приходить к техдиру с тем, что уже работает хоть на небольшом масштабе. И ещё, техдиру нужен запрос, который можно решить только на его уровне. Плохо: "Сделай так чтобы мой тимлид заставил нас писать доки". Хорошо: "Мы начали писать анализ инцидентов, это помогает, давай это распространим на всю компанию".

@lovely_it_hellЦупко Игорь

Можете ли вы писать документацию самостоятельно, подавая пример коллегам? Если в компании не выделяют время на изменения и инициативы — возможно пора поменять компанию.
Описанные реакции — странные. Троллинг и агрессия руководителя в ответ на инициативу подчинённого — звучит не здорово.
Если я правильно понимаю, вы хотите вдохновить коллег, побудить их к действиям. Попробуйте покидать им хороших примеров (возможно вы просто сейчас более "насмотрены" на хорошую доку, чем они), докладов, пописать короткие посты в чатики команды — но без нажима и требований. Вода камень точит и со временем какие-то идеи осядут в головах.
источник
2021 May 08
Уютный адочек
источник
Уютный адочек
Сегодня выступаю на конференции Инфостарт. Это такая крупная конфа для разработчиков на 1С, коммерческих директоров и внедренцев вещей на три буквы (ERP, CRM, ...).
Очень интересная вселенная, где в силу ограничений платформы почти нет тестирования релизов, плохо с автоматизацией развёртывания и "1С на 500 пользователей — это уже очень крупная система". Что не мешает бизнесу развиваться и быстро расти, деньгам — крутиться, пользе — наноситься, а задницам — подгорать.

Видео с расшифровкой организаторы обещают опубликовать, а пока что — вы можете посмотреть, о чём я рассказываю.
Мы с коллегами сделали схему, которая внятно объясняет, какие конкретно проблемы решает менеджмент знаний и как конкретно. Семь кейсов для тех, кто не знаком со всей этой кухней и просто хочет, чтобы жить стало лучше, и несколько кейсов для тех, кто уже плавал в этих морях и хочет расширить компетенции.

Опубликовано, традиционно, в прагматичном гайде:
https://pragmatic-km.guide/usage/README.html
источник
2021 May 15
Уютный адочек
🤝 Обмен знаниями как бизнес-процесс

Обмен знаниями "по умолчанию" можно рассматривать как бизнес-процесс. И на каждой его стадии можно потерять инициативу и энергию людей.
Про то, как устроена эта "воронка" есть статья и видео — там описано, как искать возможные затыки и убирать их.

Однако, как мне верно указывали, эти меры не заставят людей делиться знаниями и не выступят в качестве "стартера" изменений. Нужно всё равно ставить задачи и сделать некий MVP.
Про то, как подойти к формулировке MVP и задач есть видео — там немного о картировании и постановку задач.

Diclaimer: представленная схема не претендует на универсальную. Она точно не работает, если есть конфликт интересов и люди не хотят ничего рассказывать, она не работает для специализированных ситуаций, когда нужно прикладывать осознанные усилия и разгребать адец в документах/процессах или массово генерировать новые артефакты под какую-то задачу (например, онбординг)
Но она точно помогает понять общий каркас и разложить мысли по полочкам.
источник
2021 May 18
Уютный адочек
Friendly Asked Questions #3 — про уровень зарплат

Почему мы платим разные зарплаты сотрудникам на удаленке? У них одинаковые должности и обязанности, но один находится дома в Москве, а другой дома в Саратове.

Ответы дали авторы каналов Уютный Адочек, DocOps, Человек и Машина, Евгений Потапов
А мы ждём ваших вопросов в: https://forms.gle/sKyaEuqQMMyFJBxJ8

Евгений Потапов (канал @eapotapov_channel)@eapotapov_channel)

Платить на удалёнке разные зарплаты для разных регионов выглядит странной затеей в 2021 году. Такой тренд был давно (и не только в РФ), когда можно было в регионах с более низкими зарплатами нанимать дешёвые кадры, но, имхо, сейчас ситуация уже сильно изменилась и рынок сформирован компаниями, которые платят универсальную зарплату без привязки к региону.

Карен Товмасян (канал @manandthemachine)@manandthemachine)

Очень хороший вопрос! Тема скользкая и несправедливая, но зарплата чаще всего строится не на базе выполняемой работы, но по средней зарплате по городу/региону.

Поэтому даже приехав из уездного города N, где зарплата была 30к, в Первопрестольную, то ценник сразу обретает нолик с конца, что работает и в обратную сторону. Не вы первый задаетесь этим вопросом, кстати. 😉

Ник Волынкин (канал @docops)@docops)

Не вижу хорошего ответа на этот вопрос, работодатель имеет возможность так делать, потому что информация о зарплатах закрыта. Нет принципа общей справедливости, и в итоге всё сводится к тому, как люди сами себя продали.
Однако, может быть дело не в удалёнке, а у сотрудников разные скиллы и полезность.

Цупко Игорь (канал @lovely_it_hell)@lovely_it_hell)

Я видел, как люди, которых одинаково оценивают по скиллам, получают з/п отличающуюся в полтора-два раза. Просто за счёт региона, степени наглости самого сотрудника и того, в какой команде он оказался.
Владелец компании не был заинтересован отдавать его деньги. Вслух он говорил, что будет повышать зарплаты и поможет стать людям миллионерами, но реальные поступки говорили красноречивее 🙂
Я думаю, что разные зарплаты платят потому, что могут и потому, что это выгодно. Поступать так или нет — на совести тех, кто распоряжается деньгами.
источник
2021 May 25
Уютный адочек
🏷 Ярлыков пост

Был у меня знакомый руководитель, который считал, что навесить на человека ярлык - это офигенный управленческий прием и чуть ли не его менеджерское ноу хау.

Был у него Артур. Руководитель потратил не одну неделю, чтобы чуть ли не вся компания начала называть Артура троллем.
Кажется, он считал, что так сделал жизнь Артура офигенно лучше.

А по факту:
- Артура гнобили, иногда по поводу, но чаще без;
- Под словом "тролль" каждый понимал что-то свое, а кто-то стал менее серьёзно воспринимать профессиональные навыки Артура;
- Артур чувствовал себя просто "восхительно".

К слову, я не уверен, что Артур в итоге воспринимает это как проблему. Люди, пережившие абьюз (а это был именно он, абьюз бывает не только в личной жизни) могут оправдывать того, кто нанёс им травму.

Желаю вам суметь удержать свои границы и не дать себя в обиду сложным людям.
источник
2021 May 27
Уютный адочек
инфраструктура как док

В эпоху этих ваших кубернетесов хочется иметь возможность быстро делать доку и получать верхнеуровневое описание архитектуры.
Оказывается, с помощью Plantuml можно изящно переживать кучу helm chart-ов и получить красивую картинку:
https://github.com/Alfresco/alfresco-anaxes-chartmap
источник
2021 June 24
Уютный адочек
Read it later list

С удивлением обнаружил, что в хроме появился "Список для чтения", в который можно докидывать страницы для просмотра когда-нибудь-потом.
Надо будет воспользоваться им как-нибудь позже.
источник
Уютный адочек
источник
2021 June 25
Уютный адочек
🤯 WTF box

Каждый раз, когда я начинаю работать с новой компанией/консультировать, я завожу у себя гуглодок под названием "wtf %companyname%".
Туда отправляются все вещи, которые вызывают у меня оторопь, недоумение и ярость. Например: "сфигали в команде Васи задачи ставятся через гуглодок", "почему нет описания оргструктуры и кто чем занимается" и "какого хрена никто не учит тимлидов управлению".

Раз в неделю-две я выделяю время и мозг, чтобы осмотреть список и подумать: как и какими словами объяснить суть проблемы, и с кем вообще имеет смысл об этом общаться.

Зачем такие сложности и почему бы не озвучивать свои вопросы сразу?

Самые простые вопросы могут вскрыть бездну во взглядах и понимании жизни. Задачи через гуглодок потому что всегда так работали и вообще мне так удобнее отстань. Управлению не учат, потому что жизнь — это борьба и нам не нужны неудачники.

И если я захочу исправить какие-то из wtf-проблем — мне могут понадобится недели работы,  идеально подобранные слова, сказанные нужным людям в нужный момент и нормальное обоснование — с чего вдруг я вообще в это полез.

С wtf box-ом гораздо удобнее подготовиться и запускать изменения.
Или осознать, что компания не прошла испытательный срок и надо расставаться 🙂
источник