Дошла, наконец, (пусть и в последние дни) до коллекции Щукина в Пушкинском. К очереди, конечно, была готова, тем более очень рассчитывала на «коррупционный лаз», который, как мне говорили, без проблем можно размутить на месте.
Не прошло и 10 минут, как к нам подошел мужчина и предложил провести за 2,5 тыщи. Так билет стоит 600 рублей. Нас было 6 человек. Схематоз культурного фастрека был крайне сумбурный: сперва надо было зайти в кафе, там заказать чай, показаться проводнику, потом подойти к боковому входу и там еще перетаптываться какое-то время.
Далее двум из нас дали распечатки электронных билетов, которые надо было показать только менту на входе и больше никому. Потом пройти в кассу и там купить билет. Этот вариант не сработал, так как пройдя мента, мы столкнулись с дамой с табличкой «проверка электронных билетов». Женщина сразу пробила, что это липа и начала кричать, чтоб мы не двигались и попросила мента вызвать администратора.
Мент сделал вид, что вызывает его, а сам сделал нам знак, чтобы мы тикали оттуда. Фастрекеры сказали, что мы очень тупые и надо было с наглой мордой просто пробежать мимо контролерши, игнорируя ее. Пожилой усатый охранник (наверняка, в прошлом майор Анискин или сотрудник ОБХСС) начал ходить между рядами любителей искусства и говорить: тут действуют спекулянты, они обворовывают нас с вами, в 90-е они выносили из наших музеев мумий, не ведитесь на их схемы!
Начали заново — нас повели к самому началу очереди и сказали ждать. Но когда я поняла, чего мы ждем — сразу сбежала оттуда как крыса с прищемленным хвостом. Нам, оказывается, просто надо было по команде замешаться в толпу заходящих людей! Вот тебе и вездеход. Было жутко неудобно и глупо.
Будь я бессовестной тварью, смогла бы провернуть это и без специально обученных людей. Меж тем один мой друг сразу отказался от этой процедуры и решил честно отстоять очередь, сказав, что он не крыса. И надо отметить, попал он в музей намного быстрее. Вся кутерьма длилась около 1,5 часа. Вот такие дела. Не ведитесь. Путь к высокому надо пройти самому.
А что до самой выставки, то людям знающим идти на неё интерес странный. Половина выставленных полотен уже стопятьсот лет висит в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков (той, что соседствует с Пушкиным), а другая в главном штабе Эрмитажа. И если человек по-настоящему интересуется искусством, он всё это уже множество раз видел.
Однако стоит отметить особенное оформление выставки: освещение, выбор картин, фотографии семейства Щукиных, их письма, цвет фона экспозиции, хронология — всё выстроено идеально. Особенно поразил фантасмагоричный вангого-гогеновский иконостас: темная стена и хаос ярких дивных пятен. Классно, что замешали Моне с Мане, окончательно смутив неподготовленного зрителя.
Ещё хочется отметить, что выставка эта в целом переосмысливает искусство ХХ века. Тут в роли главного героя — не художник, не стиль живописи, не тема произведений. А именно коллекционер. Коллекционер, как творец, как спаситель, как демиург. И мы на всех этих уже привычных глазу художников смотрим сквозь призму восприятия Щукина, его писем, цитат и вкусов.
Конечно, гордость берет, что когда-то в нашей стране жили такие Щукины и Морозовы, которые вопреки обыкновению не разворовывали своё Отечество, а приумножали его бесценное наследие. Сегодня собрание братьев Щукиных оценивается почти в $10 млрд.
А мораль сей басни такова — к прекрасному надо стремиться, несмотря на очереди. Тогда станет модно быть Щукиными, а не полковниками Захарченко.