Джек Лондон «Маленькая хозяйка большого дома»
Тот случай, когда полиандрия могла бы спасти их всех. Но увы — не то время, не те нравы. Трагичный роман Джека Лондона о любовном треугольнике разрешается в духе старых добрых времён с их понятиями о чести и благородстве.
Это книга о том, что такое идеальный брак и царственная любовь. О том, как важно и женщине в свое время перебеситься, отбезумствовать, и к какой трагедии приводит неуместно проснувшееся чувство.
Какого это пережить позднее пробуждение своей жены и разрешить любовный треугольник. Но что, если можно любить сразу двоих?
Первый раз «Маленькую хозяйку» я читала лет в 15 и, помню, что сильно тогда рыдала. Захотелось проверить, влияет ли время на восприятие таких сентиментальных произведений, стерлось ли мое сердце о шершавый наждак социальных игр и возрастного цинизма.
После прочтения с трагизмом обнаружила, что переживаний случилось больше, чем рассчитывала. Концовку читала в самолете, соседи спрашивали, почему я плачу. На такой эффект я, конечно, не рассчитывала.
Как и сам Джек Лондон, считаю этот его роман — лучшим. Любовную коллизию полностью открывать не буду-уж отстрадайте самостоятельно. Это интимное дело.
Но особо хотелось бы отметить важную второстепенную сюжетную линию — про формирование главного героя. При должном внимании эту книгу можно применять и как Bildungsroman или воспитательный роман. Я бы даже сказала — роман идеального самовоспитания.
Молодой миллионер Дик Форест, рано осиротев, сбегает от опекунов, чтобы познать жизнь в путешествиях. Он бродяжничает, эпизодически подрабатывает на фермах, ночует на улицах, питается остатками обедов кочегаров и пьет воду из придорожных колодцев. И вот уже в 13 лет у Дика есть представление о том, кем он хочет быть. Вернувшись из странствий, мальчик продолжает свое образование, погрузившись в книжный мир.
Его увлекает сельское хозяйство и желание что-то создавать, а не зарабатывать на хищнических спекуляциях, как отец. Дик решает самостоятельно заняться своим воспитанием и начинает подвергать преподавателей испытаниям в попытках понять, какое именно образование ему нужно. Он добивается знакомства и бесед с лучшими профессорами и начальниками школ и университетов.
Молодой хозяин филигранно овладевает искусством использовать чужие мозги. Вместо лошадей и актрис он покупает профессоров, его пытливый ум всё больше въедается в книги, а знания становятся главной инвестицией. Кутежи и хористки уступают книгам по агрономической химии и изучению почв.
Наконец, достроив себя, Дик создает шикарное поместье, в центре которого — большой дом с идеальной женой, маленькой хозяйкой, его Гордой луной. Примечателен и сам сеттинг — Большой дом, плодоносное поместье, где пасутся премированные мериносы и нежатся беркширские порося, где каждый день веселые гости, где проживают семейные мудрецы — этакие сибариты-интеллектуалы, получившие благодаря хозяину фермы возможность не работать, а только оформлять свои философские системы.
Вообще, считаю, что мудрецы — это единственные приживалы, на которых тратить можно не из милосердия и жалости, а с гордым чувством вклада в мировое достояние.
В каждом приличном доме должны проживать мудрецы и собаки! Человечество жило бы куда лучше, если б все богатые дома спонсировали мудрецов и содержали песиков.
В поместье каждый день рождается новая жизнь, созревают плоды, вылупляются новые идеи и расцветают чувства.
При всём этом плодородии автор нарочито намекает, что к 40 годам жена главного героя все еще не имеет детей. Но однажды в Большой дом приезжает необычный гость, который ставит под угрозу существование пасторальной утопии Дика и провоцирует расцвет самого прекрасного и в то же время разрушительного чувства в маленькой хозяйке Большого дома.