
«Педагогика — когда ты бежишь впереди паровоза и прокладываешь рельсы. В то время как остальные думают, что поездом управляют».
Призадумался я — может ли это быть правдой? Ежели так, встает вопрос: а куда это педагог кладет рельсы? Стало быть, он решает, куда движется социальный паровоз.
А это куда?
В светлое будущее, очевидно.
А где оно?
Вот тут меня и пробирает страх. Как отдельный человек может знать, где светлое будущее всего человечества?
Представьте, что кладет он рельсы, не покладая рук. Год, два, десятилетие. С него сходит семь потов, летит к чертям личная жизнь и всё остальное — ну потому что как? Светлое будущее важнее, чем счастье отдельной личности. Кладет, кладет, и так без конца...
А потом оказывается, что его «светлое будущее» яйца выеденного не стоит. И то, что двадцать лет назад было недостижимым идеалом — сегодня глубоко ненужная обществу вещь. Остается он у разбитого корыта. И светлого будущего нет, и своя жизнь зазря. А все почему?
А потому что класть рельсы не стоит. Общество, на мой взгляд, большая гусеничная машина. Она везде пройдет, все под собой перемелет. Другое дело, что управлять этой машиной должны люди, которые придерживаются созидательных принципов.
И наверное сейчас я могу хотя бы для себя сформулировать, какая у педагогики задача:
Это — сформировать мышление, которое направлено на созидание. Потому что разрушать человек умеет с рождения.
Как говорит один ютубер-изобретатель-инженер-самоучка: Build not Bombs.