Меньше чем через неделю начнет заканчиваться «Игра престолов». Редакция «Пиастров» уже имела случай высказаться на страницах «Батеньки» насчет этого произведения как своего рода экспериментальной истории:
https://batenka.ru/aesthetics/cinema/got/. И хотя редакцию давно уже по-настоящему волнует только судьба Сандора Клегейна по прозвищу Пёс, добавим еще парочку соображений.
Вестерос задуман как феодальное общество, его основной прототип — Англия XV века. Отдельные лорды являются полновластными правителями своих земель. Каждый лорд является вассалом кого-то из лордов «второго уровня» — правителей бывших королевств (Севера, Долины, Простора и т. д.). Наконец, все лорды «второго уровня» — вассалы короля.
В этой системе не хватает как минимум церкви. Вообще, герои Мартина — носители не средневекового сознания (насквозь религиозного), а модерного светского. Даже «воробьи» — это не средневековая, а модерная секта, больше всего похожая на английских пуритан XVII века. (Еще во Вселенной Мартина есть романтическая любовь — это тоже совершенно не средневековый концепт, он родом из XVIII века.)
Главный носитель феодальной идеологии в «Игре престолов» — Тайвин Ланнистер. Помните, как нам его представили в первом сезоне? (
https://www.youtube.com/watch?v=47MazYDnmaU&t=219s) Он объясняет Джейме, что, несмотря на свою неприязнь к Тириону, готов ради него начать войну, потому что он какой-никакой, а Ланнистер. «Все мы умрем и будем гнить в земле. А семейное имя останется. Это всё, что остается. Не твоя личная слава, не твоя честь, а семья». Превыше всего — родовая честь. И во имя родовой чести Тайвин готов воевать и интриговать.
Сам Тирион — не фанат родовой чести. Тем не менее, в знаменательной беседе с Дейнерис (
https://www.youtube.com/watch?v=c5TE6dZxLGg) он говорит, что любовь простого народа — это, конечно, хорошо, но нельзя править страной без поддержки богатых и знатных. Дейнерис на это отвечает знаменитое: «Богатые и знатные семейства — это просто спицы колеса. Сегодня наверху одна, завтра — другая. Колесо вращается и вращается — и давит тех, кто под него попадает. Я собираюсь не остановить колесо, а сломать его».
Потом была еще беседа Джона и Давоса с Миссандеей (
https://www.youtube.com/watch?v=DOy0yAqWrZY). Миссандея говорит, что она и все, кто прибыл с Дейнерис в Вестерос, служат ей исключительно по доброй воле. Была еще беседа Дейнерис с Варисом (
https://www.youtube.com/watch?v=2DYs4_1IONY): «Если тебе не нравится монарх, ты плетешь заговор, чтобы заменить его на другого. Это что за служба?» Варис объясняет, что служит ей потому, что сам ее выбрал и верит, что она будет хорошей правительницей. Он верен не государю, а народу, и выбрал Дейнерис потому, что она — лучший шанс для народа на достойную жизнь. И Дейнерис, похоже, принимает его доводы. Право на власть не дается от рождения, а обусловлено согласием подданных.
Сдается мне, что Дейнерис — это отчасти Вильгельм III, король, с которого началась английская конституционная монархия. Вильгельм, бывший штатгальтером (главой правительства) Нидерландов, в 1688 году по призыву части английского парламента пересек Ла-Манш со своей армией, сверг короля Якова II и стал править, опираясь на партию вигов — прогрессистов, стремившихся превратить государство в инструмент освобождения от феодализма, экономического развития и общего блага — короче, модернизации (см. Pincus, Robinson, “Wars and State-Making Reconsidered: The Rise of the Interventionist State”,
http://www.law.nyu.edu/sites/default/files/upload_documents/Wars%20and%20State-Making%20Reconsidered-%20The%20Rise%20of%20the%20Interventionist%20State%20June%202014.pdf). Вильгельм и виги «сломали колесо» в Англии, как через сто лет Наполеон «сломал колесо» на континенте.
Тут уже ничего не исправить — дракарис!