У Брюса сегодня день рождения.
История «Крепкого орешка» началась в 1979-м, когда Родерик Торп, средней руки автор полицейских триллеров, выпустил роман «Ничто не вечно» — продолжение своего хита «Детектив» (1966), с большой помпой экранизированного в 1968-м с Фрэнком Синатрой в главной роли.
По контракту студия 20th Century Fox, выпустившая «Детектива», была обязана предложить Синатре роль и в продолжении. 73-летний певец предсказуемо не проявил интереса, и сценарий переписали под Шварценеггера, чтобы сделать из него сиквел к «Коммандо» Марка Лестера.
Но Железный Арни тоже отказался: в сценарии осталось германское происхождение большинства злодеев, а герой и антигерои, одновременно говорящие с очевидным немецким акцентом, превратили бы боевик в фарс. Тогда продюсеры обратились к Сильвестру Сталлоне. Когда тот тоже сказал «нет», они перепробовали всех актеров, так или иначе ассоциировавшихся с жанром боевика: Берт Рейнолдс, Дон Джонсон, Джеймс Каан и т. д. Сценарист Стивен де Соуза вспоминал, что «в 1987-м у нас уже были „Рэмбо“, „Хищник“ и „Коммандо“. Парни, делавшие их, заявили, что герой (Джон Маклейн) — слабак».
От отчаяния студия обратилась даже к актерам с репутацией серьезных. Так список отказников пополнили неожиданные Ричард Гир (по мнению которого, герой должен был быть персонажем в духе Яна Флеминга) и Аль Пачино. В конце концов, сценарий отправили Брюсу Уиллису, известность которого в тот момент держалась на ряде романтических и эксцентрических комедий, в первую очередь на сериале «Детективное агентство „Лунный свет“». Свое предложение студия подкрепила чеком на 5 млн долларов, убеждая актера, что если фильм провалится (были даже опасения, что, снимаясь в «Орешке», Уиллис рискует карьерой), то у него будет чем утешиться. Уиллис согласился.
В кастинг Уиллиса настолько не верили, что его портрета даже не было на первых промопостерах — только пылающая высотка и вертолеты. Ирония в том, что, несмотря на пару эффектных сцен с пиротехникой, основное внимание в фильме уделено именно человеческому фактору — перипетиям героя, а также отношениям между персонажами.
http://amp.gs/4Sob