В декабре 2007 года я впервые попал на должность директора проекта. Рынок был перегрет и завален инвестициями, специалистов катастрофически не хватало. Мне повезло вписаться в нужное время в нужное место, и я за этот шанс уцепился.
Все хотели делать себе соцсети по типу ЖЖ и Одноклассников. ОК были тогда абсолютными лидерами по всем показателям, в мире же лидером был MySpace. Facebook и его на 95% клон Вконтакте были в самом начале пути. Твиттер был клёвой американской штучкой, потому что из Америки туда можно было писать через SMS — из России это не работало, и знали про него только упоротые типа меня и моего окружения.
Я только что ушёл из Яндекса, не вписавшись в постоянно реформирующуюся сетку его тогдашней бизнес-структуры: на мою только-только придуманную должность, за которую я взялся, засучив рукава, вдруг купили целую команду, которой я был совсем не нужен, а скиллов выживания внутри большой корпорации у меня тогда не было. Это был маленький личный провал, но для рынка я был человеком с Яндексом в резюме, и это мне тогда сильно помогло.
Проект назывался
Sorry.ruSorry.ru: инвестор хотел сервис, где люди приносят извинения другим людям. Как это часто бывает до сих пор, сначала чуваки купили дорогой домен, а потом стали думать, что с ним делать (доменные зоны тогда были только географические + gov, com, net и org, дефицит имён был сильно больше, чем сейчас).
Помню, я тогда позвонил Носику и напросился к нему на бизнес-ланч, чтобы послушать советов. Антон послушал меня, пошутил какие-то шутки, покурил со мной в курилке СУПа (я тогда курил), и ничего не посоветовал. Он явно что-то понимал, но не хотел меня расстраивать; я не понимал. Он пояснил это позже, кризисной зимой 2008-2009 года, когда вся тусовка плавно уехала зимовать в Гоа, и меня общей волной отнесло туда же. На своей знаменитой вилле, перед тем, как известным узкому кругу образом расслабиться, он пояснил: в таких проектах можно участвовать, потому что тебе лично за это платят, но не нужно рассчитывать на большой успех, потому что стратегически большие дяди выше тебя поступают неверно.
Впоследствии это стало уроком номер один: на пике хайпа вписываться с нуля уже поздно, если только инвестор не готов влить сверхресурсы. Лидеры давно определились, шансы есть у тех, кто недавно в рынке и не повторит ошибок первопроходцев, а за остатки пирога грызутся сотни и тысячи. Шансы есть, но мало. У трейдеров это называется «Закупился на хаях, прокатился на хуях».
У меня всегда получалось предсказывать грядущий хайп, я хорошо вижу нарастающие тренды. По моей мысли, это должно было стать моим преимуществом. Тогда я и получил второй большой урок, о котором сейчас расскажу.