Коронавирус: пандемия как социальное явление эпохи позднего капитализма
(статья для Station Marx:
https://m.vk.com/@sm_video_official-koronavirus-pandemiya-kak-socialnoe-yavlenie-epohi-pozdnego )
Чрезвычайные ситуации проверяют общество, в котором они произошли. Чрезвычайные ситуации глобального масштаба – дают основания для сравнения обществ, которые трудно было бы сравнить напрямую.
Не стала исключением и эпидемия COVID-19 – при этом выводы оказались совсем не теми, на которые рассчитывали как российские «сторонники порядка» (которого в России фактически не оказалось – политическую власть режим, опирающийся на крупнейшую буржуазию, удерживает успешно, но заставить применить карантинные меры более мелких капиталистов он оказался не в состоянии), так и либералы-западники (при этом ничего утешительного не может сказать ни их наиболее правая и консервативная часть, видевшая своим идеалом США, так и «лево» – очень условно – либералы, ориентировавшиеся на ЕС как образец для подражания).
Крайне показательным является и распространение «диссидентских» и конспирологических настроений – с одной стороны, отрицание необходимости карантинных мер прямо выгодно как минимум отдельным слоям буржуазии, с другой – подобные настроения служат симптомом низкого доверия (что заслужено) к официальным источникам информации – увы, при полном или почти полном отсутствии конструктивной альтернативы (которая для трудящихся и пролетариата как их авангарда может быть только классовой, притом, что именно враждебная буржуазии классовая организация на протяжении десятилетий уничтожалась).
На этом фоне, успешно противостоять эпидемии смогли как сохранившиеся социалистические страны (Куба и КНДР), так и давно перешедшие к капиталистической экономики, но, видимо, отчасти сохранившие социалистические достижения в организации здравоохранения (усиленные техническим прогрессом) Китай и Вьетнам.
Откровенно шовинистический подтекст с наслаждением произносимых американскими правыми названий «China virus» и «Wuhan virus» только подчеркнул противоположность их пропаганды реальности, когда в Китае эпидемия была остановлена (а новые локальные вспышки купируются при единицах или десятках случаев), а США вышли в «мировые лидеры», тогда как ранее считали себя лидерами в подготовленности к эпидемии [1].
Лишь несколько сот случаев (и ни единой смерти) произошло во Вьетнаме [2], КНДР закрыла границы и ограничила передвижение даже иностранных дипломатов в самом начале эпидемии в Китае. Куба, несмотря на большую роль международного туризма, приведшего к изначальному завозу возбудителя в страну, имеет более 2 тысяч случаев заболевания [3] – тогда как в сравнимом по населению Чили их давно более 100 тысяч. Кубинских же медиков хватает на помощь и Перу [4] (где правительство отнюдь не дружественно кубинским коммунистам), и даже Италии [5].
Относительно неплохо справились капиталистические (как, впрочем, и современные Китай с Вьетнамом) Япония и Южная Корея – в Южной Корее, впрочем, свою отрицательную роль сыграл «национальный колорит» в виде обилия протестантской религиозности – всего одной не подчинившийся распоряжениям деноминации хватило для почти половины случаев болезни в стране [6].
Однако именно то, что в сдерживании эпидемии нет ничего не возможного, и показывает социальную причину событий в тех странах, где эпидемию сдержать не удалось.
Разумеется, буржуазии невыгодна любая остановка работы – однако характерно, что она проявила потрясающую недальновидность, вызвав продолжением активной деятельности ситуацию, в которой подобного рода меры всё равно пришлось вводить, а спада в экономике (например, в «образцовой» для ковид-диссидентов Швеции – не избежать [7]).
Трамп и Болсонару – это не просто правые политики, это представители политических течений, которые сделали антисоциальную политику своим знаменем.