
Очередной скачок курса доллара и евро щёлкнул по карману граждан РФ, которые находились за границей и расплачивались картой за товары или услуги.
Обычная ситуация – снимали в банкомате евро или оплачивали счёт в местном ресторане, а может что-то купили в интересном магазинчике. А через два дня получили СМС сообщение, что списание произошло по самому невыгодному, завышенному курсу. Вчера некоторые банки таким образом “продавали” туристам евро по 84 рубля.
Прав ли банк и что можно сделать в такой ситуации?
Увы, формально прав. И дело даже не в банке, а в правилах платёжных систем. Мы привыкли, что принимаемые к оплате по всему миру карты двух самые популярных систем VISA и MasterCard, ничем не отличаются, вне зависимости от того, какой страной они выпущены.
На самом деле отличаются. Для всех карт указанных систем, выпущенных российскими банками, действуют правила установленные либо ООО «Платежная система «Виза», либо ООО «МастерКард» . Оба юрлица зарегистрированы в РФ. И эти правила не такие как у VISA и MasterCard в Европе или Америке.
Так вот, по правилам наших, российских систем (они во многом схожи между собой), на окончательный расчёт по операции отводится до 30 дней. На практике: расчёт происходит в течении 3-х дней. Так что, если вы за границей провели оплату картой и вам не пришёл сразу СМС-отчёт о платеже, не удивляйтесь - он придет послезавтра и по курсу того дня.
И да, это всё законно, ведь получая в банке карту, вы сами подписали договор в котором есть пункт: «использование карты регулируется правилами платёжных систем». Но пользуются этим далеко не все банки. Если ваш по-хамски доначислил вам за такую операцию по бешеному курсу, по почему вы еще его клиент? Бегите из него.
Есть ли исключения?
Формально, никто не обязан ничего делать. Но на практике бывают исключения. Так в ряде европейских стран, правила платёжных систем подстроены под местные правила торговли и оказания услуг. И, например, во Франции и Бельгии, магазин, продавший вам товар, может к вам отнестись лояльно и отменить операцию по карте, взяв с вас цену товара в наличных. При этом покупка останется у вас и система будет обязана вернуть деньги «на карту», по тому самому курсу, что и списали. Правда, для этого магазин должен будет сам пообщаться со своим банком и подтвердить что вы заключили с ним «частное соглашение». По времени это 5 минут и часто магазины идут навстречу.
А вот в Великобритании – если что-то и вернут, то скорее всего по другому курсу. С услугами, оплаченными картой всё обстоит сложнее – в 90% уже проведённую оплату отменить нельзя, за исключением проката авто. Поэтому не ленитесь, обратитесь письменно непосредственно в платежную систему (в банк тоже можно и нужно, но не в колл-центр, а письменно), может сработать. @infernal_money