Я хотел рассказать о том, что, главным образом, не так с этой схемой, на мой взгляд (в основном-то в ней всё офигенно; я её разглядывал с интересом чёрт знает сколько времени).
Сейчас я готовлю к выходу следующие главы книги «Дизайн транспортных схем», и первая из них называется «Схема как символ». В ней речь пойдёт о схеме как важном графическом артефакте и одном из узнаваемых объектов дизайна в городе. С этой точки зрения к эстетике схемы есть особые требования. Она должна «дружить» с городом, что бы это ни значило. В её графике нужно исхитриться как-то отразить дух города.
И вот проблема Пашиной схемы, на мой взгляд, в том, что она совершенно не берлинская по духу и вообще даже не германская. С точки зрения германскости схеме нужен орднунг, и официальная схема в этом плане безупречна. Даже кольцо электричек у них восьмиугольное — никаких дуг! А у Паши кольцо вдруг такое аморфное, такое бы куда-то на юг Италии. А подписи зон вообще чуть ли не американские.
При этом Берлин, конечно, особый город. Он и германский (всё ходит по расписанию) и совсем не германский (все спят до полудня в понедельник). Возможно, было бы интересно, если бы кольцо осталось таким вот помятым, а всё остальное бы вдруг стало подчёркнуто ортогональным. А зоны как-нибудь награффитить.
Вот подумать бы не мог лет пять назад, что меня такие вещи волновать будут.