Товарищ Светов, Сёмин не пытается убедить тебя в том, что стоимость товара — это количество вложенного в него труда. Трудовая стоимость товара — величина вполне себе объективная и удобная. Пример: некоторый молодой предприниматель решил производить вёдра. Он проверил несколько оптовиков в своём городе и смог найти листы по 15 рублей на ведро, болты по рублю на ведро и нашёл рабочего, согласного делать вёдра по 19 рублей на штуку. Так же он закупил оборудование и помещение, решив что будет с каждого ведра возмещать по 5 рублей затрат на этот капитал. Ещё 5 рублей он отложил на амортизационные расходы. У ведра вышла себестоимость в 40 рублей. Ещё 5 рублей с каждого ветра предприниматель решил класть себе в карман, не зря же он тратит время и силы на организацию производства, поиск покупателей, логистику и прочее? Цена, по которой вёдра поступили в продажу, равна 45 рублям. В то же время, на рынке существуют другие вёдра, по 35, 40 и 85 рублей. Но нет ни одного ведра по 5 рублей. Почему же нет, разве не хочет производитель вёдер получить конкурентное преимущество? Хочет, конечно, но есть нюанс: на данном этапе развития общества, минимальная возможная в обществе цена на листы — 7 рублей на ведро, на болты — 20 копеек, на сборку этого в ведро — рубль. 8,20 рублей будет стоить идеальное ведро, которое не приносит никакой прибыли. Эта величина, трудовая стоимость, определяет нижний предел цены на вёдра, к которой может привести конкурентный процесс. Разумеется, если не будет демпинга, попытки снизить убыток и других ухищрений.
Теперь господин Сёмин. Нет ничего идеалистического в том, что человек может принимать решения и действовать в соответствии с ними. Буржуазная теория субъективной полезности состоит в том, что потребитель решает, готов ли он отдать за ведро те деньги, которые просит от него продавец. Это потребительная стоимость, и она не является физическим, химическим или иным свойством товара, но является лишь намерением конкретного потребителя как-то этот товар применить. Полезность товара имеет свойство падать по мере увеличения количества этого товара у потребителя. Мне очень нужно ведро, чтобы таскать воду от колонки. Мне неплохо иметь два ведра, чтобы не ходить к колонке два раза. Если я украл, нашёл или каким-либо иным образом крайне дёшево приобрёл десяток вёдер, мне не убудет сделать сыну шлем крестоносца для утренника. Множество субъективных полезностей складываются вместе, как голосование рублём, в объективную полезность товара. Объективная полезность характеризует отклонение рыночной цены товара от его трудовой стоимости. Высокой полезностью при низкой трудовой стоимости обладают предметы искусства и коллекционирования, (картины мёртвых авторств или бракованные монетки), дефицитные товары (хлеб во время голода), или товары, на которые создан искусственный дефицит, например, авторским правом (лекарство от какой-нибудь звездецомы, в долги залезешь, а всё равно купишь). Ценой ниже стоимости обладают бесполезные товары, которые пытаются реализовать, чтобы снизить свой убыток неудачливые капиталисты. Например, если наш предприниматель решит производить не вёдра, а бульбуляторы (из анекдота про генерала, а не то, что нынче гуглится), то вряд ли покупатели найдут его чем-то более полезным, чем неудобным дуршлагом. В таком случае, предприниматель будет вынужден сбивать цену и залезть в убытки, лишь бы только продать неудачный товар и снизить свой ущерб.
Собственно, такое состояние неопредённости, принесёт хитрый план прибыль или нет, весьма характерно для буржуазной «теории человеческой деятельности» Мизеса, но Миша об этом решил не рассказывать. Видимо, книжки читать — не лекции в 44 городах проводить, да про кастрации орать. Или там про люстрации было?