
1). Запрашивайте гарантийные письма.
Как правильно их составлять? Срок безвозмездной аренды по гарантийному письму должен начинаться с того дня, когда вы планируете начать собирать вещи, и заканчиваться через 4-5 дней после съемок (это время заложено на химчистку и приведение вещей в порядок). А вот действие самого письма заканчивается не менее чем через 2 месяца после съемок, - это нужно на случай, если по вещам будут какие-то разбирательства. Они, кстати, должны происходить, минуя вас. Ответственность за имущество несет тот, кто вам письмо подписал. А вы юридически - курьер. Очень большой совет проверять данные компании в письме через налоговый реестр (иногда в письмах бывают, упc, опечатки), и лично подписывать его. Если это ООО, нужна печать компании и 2 подписи (ген.директора + главного бухгалтера), ИП может работать без печати, но подписи также две. Ген.директор может быть и главным бухгалтером, в таком случае, обе подписи ставит один и тот же человек, но даже в этом случае обе должности должны быть прописаны.
2). Запрашивайте деньги вперед.
Утром деньги - вечером стулья. Всегда работайте с предоплатой. Потому что в обратном случае кинуть могут как раз вас, и судя по количеству ваших сообщений, происходит это на каждом углу. Помимо предоплаты берите деньги на выкуп. В идеале к началу проекта у вас должно быть на руках 150% от вашего гонорара, на которые вы сначала закупите вещи, потом сдадите, оплатите расходы на химчистку и ремонты, а сразу заберете свою часть, и вышлете продюсеру разницу по смете. Это обычная практика, и если вам втирают что-то обратное, значит либо продюсер только вчера родился на свет, либо вас точно общитают на выходе. Если продюсер утверждает, что денег нет (что тоже имеет право на существование) или переживает, что вы их возьмете и его кинете, предлагайте составлять договор и работать официально. Работать официально в принципе очень классно, советую к этому прийти рано или поздно.
3). Кстати, о договорах.
Все, что касается безнала, должно оплачиваться с учетом налогов, и если в сумму входят расходники на закупку, то и с учетом процента, который снимет ваш банк за вывод денег. Я работаю как ИП на упрощенке. То есть налоги от доходов составляют 6%. Когда у меня не было ИП, налог был 13%, но и схема для меня работала проще (в случае если вы физ.лицо, обязательства по оплате всех налогов и прочих сборов за вас ложится на работодателя). Но лучше заводите ИП, потому что на договорах с юр.лицо - физ.лицо можно разориться, пожалейте своих клиентов.
4). Что делать если вас обманули.
Возвращаемся к пункту 1. У вас есть гарантийное письмо на руках? Там написано, что вы художник по костюмам, и организация, приступившая к производству клипа, это точно знает? Скажите, что отчуждение авторских прав (а их вы должна отчуждать ровно также как и режиссер, так как собранные вами луки - результат вашей интеллектуальной деятельности, которая также охраняется законом), вы подпишите только тогда, когда с вами произведут расчет согласно договоренностям. Вот вы наверное удивляетесь ведь с вами точно об авторских правах никто ничего не подписывал (как и со мной), однако они существуют, есть уже прецеденты, когда даже макияж признавался в Российском суде результатам интеллектуальной собственности. А в целом хороший материал по «правам для киношников» здесь.
К сожалению, границы правового поля в нашей профессии очень размыты - такова специфика работы. Я надеюсь, когда-нибудь у нас появится профсоюз, и вместе выживем )) А пока пишите мне, кто из продакшенов вас «обидел». Если попадутся те, с кем ситуации повторяются из раза в раз, опубликую анти-рейтинг.