Эксперты движения «Голос» проанализировали итоги выдвижения и регистрации кандидатов на выборах в представительные органы власти в единый день голосования 10 сентября.
1. Конкуренция на стадии выдвижения и регистрации, по сравнению с выборами единых дней голосования в 2015 и 2016 годах, снизилась. В первую очередь, это произошло за счет дальнейшего сокращения количества кандидатов, выдвинувшихся в порядке самовыдвижения. На выборах регистрируются фактически считанные единицы кандидатов-самовыдвиженцев.
2. Степень конкурентности выборов сильно различается по регионам. Наиболее конкурентными выборы оказываются, как правило, на муниципальном уровне. Особенно это заметно по муниципальным выборам в Москве.
3. Все более углубляется разрыв между «большой четверкой» и всеми остальными партиями. В частности, он проявляется в том, что списки думских партий («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия») регистрируются беспрепятственно, а остальные партии сталкиваются с какими-либо отказами в регистрации в тех или иных регионах.
4. Комиссии, организующие выборы (а по сути региональные и местные администрации) оказывают избирательную поддержку выдвижению и регистрации тем политическим партиям и кандидатам, которые в конкретном регионе играют номинальную роль, то есть выступают в качестве «спойлеров» или «технических» участников выборов.
5. В сравнении с предшествующими годами работа избирательных комиссий, организующих выборы, стала более открытой и информационно наполненной. Проблемы с получением необходимой информации и доступом к избирательным документам остаются, но отмечаются они преимущественно на уровне территориальных избирательных комиссий и комиссий муниципальных образований.
6. В 2017 году, в отличие от выборов единых дней голосования в 2014 и 2015 годах, случаев, когда избирательные комиссии непосредственно сами препятствовали выдвижению и регистрации кандидатов и списков партий, не зафиксировано.
7. Между тем, административный контроль за выборами переместился на предварительный этап избирательной кампании, на процесс согласования и выдвижения кандидатов и партийных списков, на стадию проведения партийных конференций и подготовки региональными отделениями партий необходимых для выдвижения и регистрации документов.
8. Зафиксированы случаи административного давления, в том числе и со стороны силовых органов, на отдельных кандидатов, на членов и руководителей региональных и местных отделений политических партий, с тем, чтобы воспрепятствовать их выдвижению.
9. Широкое участие государственных и муниципальных служащих, высших должностных лиц в сугубо партийно-политических мероприятиях, связанных с выдвижением и регистрацией кандидатов и списков кандидатов от партии «Единая Россия» стало настолько привычной практикой, что не воспринимается как что-то сомнительное и в ряде случаев недопустимое.
10. На муниципальных выборах в Москве замечено, что штабы административных кандидатов (провластных) работают на уровне префектур административных округов, что косвенно указывает на координацию и административный контроль со стороны городских властей Москвы.
11. На муниципальных выборах в Москве свою деятельность развили неформальные общественно-политические группы по поддержке выдвижения и регистрации независимых и оппозиционных кандидатов. Хоть этот феномен пока проявился только в Москве, но, судя по всему, он закономерен, может получить распространение по всей стране и, что главное, говорит о деградации партийно-политической системы, неадекватной общественным настроениям и интересам целых социальных групп и, как следствие, нерепрезентативной.
12. Назрела необходимость начать обсуждение вариантов реформирования системы избирательных комиссий в г. Москве.
https://goo.gl/r4uM5s