Рубрика #мюсли
Когда вы слышите фразы типа "это исследование слабо" и "здесь недостаточная выборка" — обсуждение уже перешло в разряд метанауки. Метанаука — это когда мы обсуждаем "науку о науке". Например, как правильно проводить исследования, почему peer reviewed журналы — это лучшее, что есть на данный момент, какое количество исследований "за" и "против" позволяет достаточно объективно выстраивать свою позицию — и так далее.
Обсуждения о метанауке
необходимы для улучшения общепринятого научного метода. Но когда эти обсуждения поднимаются вне обсуждений метанауки — это практически всегда токсичная манипуляция, полная логических ошибок. Попытка умалить аргументы собеседника через мало связанные с беседой факты. Это никогда не приводит ни к чему продуктивному.
Ведь к каждому исследованию можно придраться. Каждое исследование можно назвать "недостаточно точным", "ангажированным", "недостаточно верным по методологии" и так далее. Исследования неидеальны по своей природе — и это нормально.
Поэтому у нас в ламповом сообществе —
@borodutcher — запрещено обсуждение метанауки вне рамок бесед именно о метанауке. Если человек несогласен с определенным исследованием — первое, что нужно сделать — это найти опровергающее исследование. После этого уже можно сравнивать методологию, ангажированность, актуальность и остальные параметры уже этих двух исследований. Говорить просто "я не согласен с твоей позицией, потому что я не верю исследованиям в peer reviewed журналах" — это манипуляция с целью "победить" в споре, а не добраться до истины.
Научные исследования — это
лучшее, что у нас есть. Вне рамок единичных исключений, когда научные работы отзываются из журналов (но и в этом случае их уже не будет в этом журнале без пометки "Retracted"), исследованиям можно доверять, пока они не опровергнуты.
Это лучший инструмент, который у нас есть. Он неидеален, но он менее неидеален, чем все остальные инструменты в нашем распоряжении.
P.S., если вы новичок в нашем сообществе, то, пожалуйста, прочитайте
правила сообщества. Наш чат создан для общения людей, которые уже умеют рационально мыслить, а не для обучения рациональному мышлению.