
Исполнительный директор GIJN Дэвид Каплан, ответил на вопросы директора программы «Технологии, СМИ и коммуникации» Колумбийского университета Ани Шиффрин
О том, что происходит в мире расследовательской журналистики что происходит в мире расследовательской журналистики
🔷 Сегодня журналисты-расследователи сталкиваются с юридическими и физическими угрозами, запугиванием, слежкой, онлайн-троллингом и оскорблениями, отсутствием финансовой поддержки, нехваткой возможностей для обучения и ресурсов. Во многом это происходит из-за того, что мы оказались на передовой ответной реакции — атаки не только против независимых СМИ, но и против демократии, прав человека и гражданского общества.
🔷 «Сторожевые псы», занимающиеся журналистскими расследованиями, оказались первыми в списке мишеней мировых автократов и олигархов. Добавьте ко всему этому меняющуюся экономическую модель, а затем и пандемию, и вы поймете, какому колоссальному давлению подвергается наша сфера.
🔷 И все же, несмотря на все эти проблемы, во всем мире растет число журналистских расследованийрастет число журналистских расследований и расследовательских организаций. 20 лет назад GIJN объединяла всего 35 некоммерческих организаций в 22 странах. Сегодня у нас 227 членских организаций в 88 странах. Эти группы занимаются обучением, созданием сетей и масштабными трансграничными проектами по всему миру.
Что помогает развивать расследовательскую журналистику?
🟢 Многие из тех сил, которые движут мировыми автократами и клептократами — глобализация, цифровизация, скорость связи, доступ к данным — также способствуют развитию расследовательской журналистики.
🟢 Модель, основанная на рекламе в СМИ, потерпела крах в большинстве стран мира, поэтому поиск новых бизнес-моделейпоиск новых бизнес-моделей остается одним из главных приоритетов. Модели членства уже открыли новые перспективы для медиа в Чили, Венгрии, Южной Африке, Южной Корее и США.
🟢 Подписка, спонсорство, краудфандинг, организация мероприятий, обучения и тренинговкраудфандинг, организация мероприятий, обучения и тренингов могут стать важным шагом в создании устойчивых расследовательских организаций.
🟢 GIJN работает на нескольких уровнях, наращивая организационный потенциал, предлагая обучение и инструменты, а также укрепляя сети журналистов-расследователей. Мы предоставляем передовые технологии журналистам по всему миру.
🟢 В обществе растёт признание того, что "сторожевая журналистика" необходима для развития и демократии. Нобелевский комитет отметил важность журналистских расследований, присудив в декабре Нобелевскую премию мира Марии Рессе и Дмитрию Муратову.
🟢 Журналистские расследования с лихвой окупают инвестиции общества — в виде вернувшихся в бюджет налогов, штрафов и денег за тендеры, проведенных с нарушением закона (не говоря уже о спасенных жизнях).
Чего не хватает расследовательским организациям?
🔻Нам предстоит сделать многое для расширения нашей базы источников финансирования. Мы сильно отстаем. К примеру, за один день российская [финансируемая государством] сеть RT тратит весь годовой бюджет GIJN.
🔻 Нужна поддержка госструктур. Власти должны создавать благоприятную налоговую атмосферу для независимых способствующих подотчетности СМИ и стимулировать благотворительность. Вместо этого многие страны все чаще принимают законы против НПО, которые ограничивают международную поддержку.
🔻 Необходимо развитие благоприятной правовой среды. Нужно прекратить уголовные преследования журналистов по законам о клевете; положить конец безнаказанности за нападения на журналистов. Остановить злоупотребление законами о национальной безопасности и чрезвычайном положении против прессы. Законы о свободе информации должны работать и соблюдаться.
🔗 Полный текст интервью, опубликованного Фондом Аденауэра, читайте тут (на английском).
Иллюстрация: Джо Штраубе / © Nobel Prize Outreach.