АТУ
Аэродромная тормозная установка.
Одним из самых сложных элементов лётной науки является посадка самолёта. Иногда из-за ошибок лётчика в выполнении посадки или каких-то отказов самолётных тормозных устройств любой длины ВПП уже не хватает для остановки самолёта в её пределах и самолёт весело укатывается на помойку. Так как посадочные скорости современных летабл под три сотни, уехать можно очень далеко, что почти неминуемо повлечет за собой повреждение дорогого самолёта, а то и вовсе обернётся катастрофой. Инженерные умищи решили, что так не пойдёт, овёс нынче дорог, и, вспомнив, что самолёт этж птица, а птиц ловят сетями, запилили сетки для поимки самолётов, выкатившихся за ВПП. И назвали их АТУ. Она выглядит как волейбольная сетка, только с вертикальными стропами, за которые по задумке конструкторов самолёт зацепится крылышками и безболезненно остановится. На практике все оказалось не так радужно. Самолёты категорически отказывались ехать по прямой после схода с ВПП в центр АТУ, чтобы она сработала как было задумано. Они влетали в неё как попало, сносили штанги, которые не оставались в долгу, разваливая самолёты до жопы. Стропы хватали самолёты за крылья и совсем не ласково переворачивали их на крышу, оставляя экипажи в недоумении и без возможности самостоятельно покинуть аварийный самолёт, который как правило загорался от такого невежливого обращения. Но потом проблемы с попаданием в центр АТУ решились сами собой, ибо ресурсы (срок годности) у установок вышли, деньги кончились тоже и потихоньку все АТУ вывели из эксплуатации. Списали. Теперь выкатившиеся самолёты тормозят только заборы из колючки вокруг аэродромов, постройки, деревья, кущери, а теперь ещё и кукуруза. Я бы очень учитывал этот момент людям которые покупают жильё и дачи в полосе подхода к ВПП. Ибо в качестве АТУ запросто может выступить ваша незаконная дачка, а вы будете её оператором.
Да, большие самолёты тоже ловили АТУ по такому же принципу, только здесь они ловили их не за крылья, а за шасси. Но конец у них был точно такой же. 😏