Вчера разговаривали о фэшн стоках с Натальей Чиненовой, ходячей энциклопедией ритейла. Хочу поделиться кусочком эксклюзива.
Для начала необходимо разобраться с понятием стоки.
К стокам НЕ относятся:
🔺базовые коллекции товаров (базовые модели, базовый крой, базовые цвета), то есть те модели, которые продаются из года в год и из сезона в сезон. Например, классические футболки классических цветов или голубая мужская сорочка
🔺товары базовых коллекций, но сезонного спроса, например, куртка Аляска или пуховик UNIQLO
Такие товары могут находиться на складах компании постоянно для обеспечения неснижаемого остатка и бесперебойных продаж.
🔴 Остатки по прочим товарам в идеале должны составлять не более 10% от сезонной закупки или фиксированную минимальную сумму на конец распродажи.
На практике, в России эта величина сегодня составляет от 30 до 50% от сезонной закупки (у разных компаний эти показатели отличаются).
Чем дороже товары, тем выше, к сожалению, остатки.
Собственно величина товарных остатков на конец сезона - это показатель отлаженности бизнес процессов, соответствия коллекции запросам целевой аудитории и персонализации коммуникативной политики компании в отношении конкретных лояльных покупателей.
В Европе картина несколько лучше, чем в России. Крупные компании уже оцифровали и автоматизировали большую часть процессов. Существует отлаженная аналитика, корректное позиционирование и правильная коммуникация с конечными потребителями.
Более того, европейские компании используют новые рынки, новые каналы дистрибуции или новые бренды для реализации стоковых товаров (например, возникновение ТМ Lefties INDITEX или покупка холдингом H&M бренда Monki).
Тем не менее, стагнация затронула весь мировой рынок, и остатки не соответствуют идеальным, как в Европе, так и в России.
Еще больше про стоки - скоро в материале РБК.
А еще мы консультируем компании по управлению розницей и оптимизации процессов. В том числе по уменьшению стоков, собственно.