
Отмечается, что на фоне агрессивной глобальной климатической политики, создающей дополнительные риски для российской экономики, первостепенную важность приобретает создание стимулов и условий для переориентации потоков капитала на финансирование устойчивого экологического, социального и экономического развития страны
Так министерство видит необходимым разработку национальной и признаваемой за рубежом системы углеродного регулирования, которая позволит вывести российских экспортеров из-под действия штрафов и барьеров зарубежного углеродного регулирования, обеспечит формирование бюджетных средств на реализацию программ по финансированию «зеленого» перехода, а также создаст экономические стимулы для перехода на более энергоэффективные технологии.
В этом направлении до 2030 года предполагается разработать и запустить реализацию национальной климатической стратегии, определяющей программу перехода России к углеродной нейтральности. Требуется осуществить запуск углеродного регулирования, регламентирующего мониторинг и учет выбросов парниковых газов, реализацию климатических проектов, а также обращение углеродных единиц (в том числе с возможностью использования инфраструктуры товарного и фондового рынков). При этом важно обеспечить международное признание российских подходов к определению и верификации углеродного следа (в том числе для целей трансграничного углеродного регулирования).
В стратегии отмечается, что последствия глобальной декарбонизации, в том числе введения углеродных налогов, могут распространиться далеко за пределы углеродоемких секторов. В связи с этим необходимо обеспечить интеграцию ESG-факторов в бизнес-стратегии и риск-менеджмент финансовых организаций.
Отмечается необходимость обеспечить внедрения в практику российского финансового рынка новых инструментов отвечающих на вызовы климатических изменений: устойчивых облигаций и кредитов, облигаций и кредитов с привязкой к ключевым показателям эффективности в сфере устойчивого развития, переходных климатических облигаций и кредитов, «зеленых» ипотечных кредитов и других.
Наряду с внедрением новых инструментов требуется разработать регулирование процессов верификации ESG-ренкинга инструментов и проектов. При этом необходимо обеспечить прозрачность системы ESG-рейтингования, ренкинга и индексов, сформировать систему верификации, пользующуюся доверием.
Представляется целесообразным на основе мягкого регулирования через рекомендации Банка России по раскрытию нефинансовой информации, содержащей сведения об учете компаниями целей устойчивого развития, рисков и возможностей, связанных с воздействием ESG-факторов, постепенно добиться осознания большинством публичных АО необходимости раскрытия такой информации. После формирования единого международного стандарта будет рассмотрен вопрос о закреплении подходов к раскрытию нефинансовой информации в нормах права.
Читайте в оригинале.