СКФО не отличается высоким уровнем расчетов. Это касается как расчетов за электроэнергию, так и расчетов за другие товары и услуги. Однако уровень расчётов потребителей - юридических лиц за электроэнергию и ЖКХ сильно отстаёт от расчётов за другие услуги и товары. Об этом говорят данные системы «
СПАРК -Интерфакс», анализирующей платёжную дисциплину в Российской Федерации.
По данным за последние 1,5 года округ занимает последнее место в рэнкинге округов по доле своевременных оплат поставщиками и лидирует по доле оплат, просроченных свыше 60 дней (при составлении рэнкинга учитывались оплаты любым поставщикам, кроме сферы ЖКХ)
Данные системы показывают, что уровень расчетов за электроэнергию в СКФО выглядит в динамике значительно хуже, чем оплаты поставщикам других отраслей (например, связь, транспортно-логистические услуги, оптовая торговля, услуги для бизнеса и т.д.).
Так, по итогам прошлого года доля платежей юридических лиц за электроэнергию, просроченных на 60 и более дней, составила 30,1%, по другим отраслям этот показатель составляет 15,8 %. Просроченные платежи до 60 дней составляют соответственно 25,1% и 16,6% Вовремя за электроэнергию было оплачено только 44,7% платежей, а по другим отраслям этот показатель составил 67,6%.
За первые пять месяцев текущего года уровень расчетов также не впечатляет: так, доля платежей юридических лиц за электроэнергию, просроченных на 60 и более дней, составляет 14,9%, по другим отраслям этот показатель составляет 9,7%.
Просроченные платежи до 60 дней составляют соответственно 33,2% и 24,2% Вовремя за электроэнергию было оплачено только 51,9% платежей, а по другим отраслям этот показатель составил 75,8%.
Мы считаем, что в СКФО заметна значительная «приоритизация платежей». Т.е. не всегда неплатежи могут быть обусловлены отсутствием средств, а завязаны на другие факторы. Например, потребителям просто выгодно задерживать платежи энергетикам и предприятиям ЖКХ.
Учитывая «приоритизацию», диспропорции в уровнях оплаты разным поставщикам (ЖКХ и не-ЖКХ) можно говорить о том, что для энергетиков существует определенный потенциал повышения уровня платежной дисциплины – для этого, видимо, необходима активная работа с потребителями, а возможно и нормативное усиление ответственности за несвоевременные расчёты. Здесь мы абсолютно согласны с главой «Совета рынка» Максимом Быстровым.