
В представленном документе речь идет о транспортных средствах 4-го и 5-го уровней по классификации, разработанной международным сообществом автомобильных инженеров. Так, под 5-ым уровнем понимается полностью автономное (беспилотное) транспортное средство.
В рамках законопроекта определяется сфера действия и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области эксплуатации инновационных транспортных средств, в том числе по изменению технических стандартов обустройства автомобильных дорог, а также установление требований к их эксплуатации и организации движения.
Кроме того, обозначаются требования к собственнику инновационных транспортных средств в части ответственности за безопасную эксплуатацию. Вводится порядок проведения технического осмотра инновационных транспортных средств, а также особенности страхования гражданской ответственности собственников.
Те страны, которые активно занимаются данным вопросом, уже приняли до 400 наименований регламентов и нормативных актов. В Китае, Европе, США развитие беспилотного транспорта возведено в ранг государственной политики с определенной долей господдержки. Однако в России пока таких форм государственной поддержки инновационных видов транспорта не существует.
Отмечается, что на территории Москвы и Республики Татарстан с 2018 года проводится эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств. На сегодняшний день в экспериментальном режиме курсирует 91 беспилотник, однако один субъект, кроме Татарстана, не взялся за разработку подобного документа. Инициативу уже поддержал председатель Госдумы Володин.
Если законопроект примут, он вступит в силу с 1 марта 2022 года, когда закончится эксперимент по использованию беспилотников на общих дорогах Москвы и Татарстана.