Сегодня на круглом столе в Госдуме обсудили состояние и перспективы развития электроэнергетики страны.
Основной трек, самая проблемная тема нашей электроэнергетики - перекрёстка. По объёмам оценки сольно разнятся в связи с отличиями методик подсчёта. По ФАС - 220 млрд только в электросетевой комплексе, по Минэнерго - 337 млрд руб. и в 402 млрд оценивает уже Минэкономразвития. Ежегодные потери ВВП России от перекрёстки, оценочно, от 0.6% до 0.8% ВВП при росте ВВП не более 2%. Кстати, это именно тот рост ВВП, который можно достичь за счёт переноса перекрёстки на бюджет. Это ремарка к вчерашней инициативе сенатора Юрия Фёдорова.
Включённый объём, платежи по ДПМ на ОРЭМ, которые растут темпом в 18% в год и к 2020 году достигнут порядка 600 млрд рублей. Суммарная нагрузка межтерриториального и межотраслевого перекрёстного субсидирования через надбавку к цене на мощность достигнет 232 млрд руб., включая оплату строительств объектов ВИЭ и мусоросжигательных заводов, субсидирования тарифов ДФО, которые мы продлеваем до 2028 года.
Показательно - по данным ФАС России среднее значение ставки перекрёстного субсидирования, учитываемой в тарифах на услуги по передаче электроэнергии на уровнях напряжения ВН, СН-1, СН-2 и НН составляет 59 коп./кВтч. Эта цифра показывает реальный масштаб бедствия с «перекрёсткой» на розничном рынке: тарифы на передачу для потребителей, присоединённых к магистральной сети в 1,5 раза ниже, чем удельный объём перекрёстки в тарифах для потребителей распределительной сети!
При этом, ФАС предлагает вести механизм равномерного перераспределения перекрёстки между уровнями напряжения единых (котловых) тарифов + «заморозить» или снизить тарифы в субъектах РФ, превысивших предельный объем перекрёстки.
Коллеги отмечают, что последствия принятия такого решения будут однозначно негативные: либо существенный рост тарифов для бюджетных потребителей, МСП и сельскохозяйственных товаропроизводителей, либо в случае «заморозки» и снижения тарифов – решение проблемы за счет распределительных сетей, сокращение средств на инвестиционные и ремонтные программы и, как следствие, снижение уровня надежности и качества услуг по передаче электрической энергии.
Т.е. ФАС опять предлагает решать проблему перекрёстки за счёт распределительных сетей и их потребителей, оберегая потребителей, которые присоединены к магистральным сетям. Стоит задуматься.
Очень много красивых слов и предложений, которые уже много раз пережёвывали в том числе на этой площадке. Все понимают уровень проблемы но как решать вопрос без участия государства или повышения тарифов для населения по принципу «инфляция плюс» ни кто не знает. Есть предложения по сдерживанию роста перекрёстки, а вот снять эти гири с ног потребителей пока возможным не представляется. Будем размазывать равномерно на всех «прочих» по ФАС? Это если в общем.
Если в частности, то в своём выступлении, председатель комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный поддержал предложения по усилению критериев ТСО, дифференциации тарифов ФСК и повышению ответственности потребителей за заявленные мощности при техприсоединении. Эти предложения мы видим и в проекте итоговых рекомендаций.
Кроме того, со ссылкой на инициативы Минэнерго России, говорится про либерализацию розничного рынка электроэнергии, включающую в себя расширение состава участников и снижение монопольного статуса гарантирующих поставщиков путём представления возможности смены поставщика по желанию потребителей. По сути тут речь идёт о развитии конкуренции в рамках сбытовой надбавки (в среднем 4-5%).
По словам Завального, министр энергетики Александр Новак распорядился создать отдельную рабочую группу по вопросу перекрёстного субсидирования.