
Предпосылки консолидации ТСО не новы, но от этого не менее актуальны: текущее количество ТСО, которых сейчас порядка 1670 (до установления критериев ТСО было в два раза больше), усиливает риски в отношении работы электросетевого комплекса, связанные с «лоскутностью» объектов электросетевого хозяйства и часто некачественной их эксплуатацией со стороны ТСО, нарушением принципа единообразия тех. решений. По сути мелкие ТСО не заинтересованы в повышении эффективности, надежности и качества электроснабжения потребителей, не обладают необходимыми материальными и кадровыми ресурсами, что значительно сокращает эффективность функционирования распредсетей, что создает риски для работы энергосистемы. Борьба на местах идёт не за качество и надёжность, а за НВВ. Есть конечно исключения, но это исключения.
Если в цифрах, то по результатам проверки Минэнерго России 79% ТСО, не входящих в «Россети», признаны неготовыми к прохождению осенне-зимнего периода, аварийность в сетях прочих ТСО за период 2014-2017 годов возросла на 80%, тогда как аварийность в сетях «Россетей» снижена на 33%. Показатели надежности ДЗО превышают среднероссийские, в 2 раза по SAIDI, в 3,7 раза по SAIFI. К чему это приводит мы все знаем. Часто, в случае возникновения технологических нарушений, ответственность за ликвидацию которых берут на себя ДЗО «Россетей», которые уже по сути давно исполняют некую функцию Системообразующих ТСО, расходуя свои средства.
При этом, по факту в регионах наблюдается неэффективное и неограниченное нормами создание новых ТСО с дублированием в тарифе на услуги по передаче электроэнергии операционных расходов, в том числе на оплату труда персонала, содержание производственных баз, транспорта, аварийных запасов - которых часто нет, что создает дополнительную и самое главное необоснованную тарифную нагрузку на потребителей.
Для дальнейшего решения вопроса бесконтрольного дробления ТСО предлагается, ужесточить требования к ТСО в части надежности и крупности, а именно:
- ужесточение требований о владении, как трансформаторными подстанциями определенной мощности, так и линиями электропередачи определенной протяженностью;
- усиление требований, направленных на повышение клиентоориентированности и раскрытие информации;
- введение требований, направленных на повышение надежности эксплуатации объектов электросетевого хозяйства;
И др.
Реализация третьего пакета мер по сокращению неэффективных ТСО, опять в теории, должна довести число ТСО к примерно 800 таких организаций по России.
Председательствующий на заседании зампред комитета по энергетике ГД Валерий Селезнёв справедливо отметил необходимость установления входящего контроля за созданием ТСО. Вариант с саморегулированием отмели категорически. Мы бы предложили рассмотреть тему лицензирования или как минимум аккредитации.
Председательствующий также акцентировал, что позиция Минэнерго России пока не определена.
Присутствующие за заседании эксперты в целом поддержали предложения ускорить процесс подготовки изменений, позволяющих наращивать темпы консолидации территориального сетевого комплекса. Тут необходимо переходить к обсуждению проектов НПА. В дискуссии вопросы и предложения были сконцентрированы непосредственно около критериев. Тема СТСО при общем позитиве прошла вскользь, видимо потребует отдельного обсуждение с детализацией предложения и концентрации экспертов именно на этой теме.