Вчера
прошла волна сообщений в СМИ о росте розничных цен на бензин и дизельное топливо. Коротко и тезисно:
1. Реакция правительства в лице премьера Медведева и вице-премьера Козака показывает, насколько болезненной является подобного рода информация. Проверить, разобраться, принять меры. Если экономические законы пробивают бреши в регуляторных конструкциях, единственный способ показать, дескать, все под контролем - это нахмурить брови, принять рабочую позу и найти виноватых, что саботируют мудрые решения исполкома партии.
2. Решения, конечно, совсем не мудрые. Они игнорируют эффекты, связанные с поведением и ожиданиями экономических агентов, а где-то так вообще, напротив, создают стимулы злоупотреблять своим доминирующим положением. Сначала сетуем, что у нас в следствие навязанной модернизации в нефтепераробтке образовались избыточные мощности, да и внутренний спрос не растёт, а потом создаём своими же регуляторными руками все условия для сжатия топливной инфраструктуры. А что там с дизелизацией НПЗ и дедизелизацией Европы? Верное и мудрое решение, да.
3. Основная проблема в том, что никто ничего толком не хочет менять. Хмурить брови и принимать тактические меры - это не проявить политическую волю, перестроив правила игры на рынке в пользу развития конкуренции, которая обернётся выгодой и для отрасли, и для потребителей. У нас, друзья, политической воли хватает только на поддержание спирали налоги-субсидии в ТЭК: повышаем налоги - растут цены, потому как и так переработка и розница на грани убытков - даём субсидии крупным нефтяным компаниям, чтобы остановить рост цен и подключаем ФАС - чтобы выплатить субсидии, повышаем налоги. Такое вот колесо ТЭК.
4. Но только системное решение может что-то принципиально поменять, дать возможность всей ценовой цепочке адаптироваться в соответствии с внешней конъюнктурой. А для того, чтобы реформы не были болезненными для населения, требуется снижение налоговой нагрузки на отрасль. Но готовы ли господа в высоких кабинетах поступиться своими интересами и интересами конкретных доминирующих игроков? Пока, очевидно, нет.
5. Вести же разговор нужно не о ценах, а о рентабельности. Рентабельности и нефтепереработки, и розницы. Текущая система - регуляторные тиски - убивает предприятия от переработки до топливного ритейла. И все это во имя хмурых бровей, ренты и иллюзии подконтрольности.