Опять перекрёстка. Вынуждены отметить, очень жаль, что не все журналисты читают наш канал. Да и вообще что-то читают кроме тезисов заказчика. Мы уже не раз писали, например
здесь, про ситуацию с ликвидацией перекрёстного субсидирования в электроэнергетике. Разбирать сегодняшнюю статью в
МК со ссылкой на анонимных отчего-то экспертов не будем, такой формат характерен скорее для телеграмм, чем для уважаемого издания. Добавим от себя.
📌 Проект цифровизации электросетевого комплекса признан безальтернативным путём развития отечественной электроэнергетики, впрочем как и во всём мире. Денег на цифровизацию у потребителей ни кто не просит, в тариф не зарывает и не добавляет. Доп средств ни кто не выделял, это средства компании с госучастием, учредители которой принимают в установленном порядке решения по направлению средств на проекты цифровизации. Точка.
📌 Кого мы имеем в виду под словом «потребители»? Пару десятков крупнейших потребителей или все группы - население, бюджет, промышленных и непромышленных, малый и средний бизнес? Мы всех, а кого имеют в виду «авторы» материалов мы все знаем.
📌 А теперь самое интересное - дифференциация тарифа ФСК. Крупные потребители, те которые сейчас сидят на сетях ФСК, да еще и развивают собственную генерацию, сейчас полностью исключены из соцнагрузки, что создаёт для них дополнительные экономические преференции по отношению к их коллегам, а МСП чем хуже?. Доля сетевых затрат в тарифе потребителей на распредсетях – 42 %, у потребителей на сетях ФСК – 15 %. Такая ситуация не может не привлекать новых желающих на присоединение к ФСК. Но вот какая фигня, переход каждого крупного потребителя на сети ФСК только увеличивает затраты ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ потребителей на содержание региональной сетевой инфраструктуры. Так о каких потребителях пишут? Ага. Тут нарисовались «Россети» и говорят, а давайте вернём как было, на всех эту соцнагрузку распределим, легче будет. По всплеску мусорных, «под копирку» публикаций видим, что попали по больному, по деньгам. А что предлагают? Доведение ставки перекрёстки для прямых (читай крупных) потребителей, присоединенных к ЕНЭС, до уровня её средней удельной величины в субъекте РФ. Да, так было. Автор этого материала своими ушами слышал как кто-то на заседании Совфеда, при рассмотрении 308-ФЗ, устранившего «последнюю милю», которая ранее выступала механизмом уравнивания интересов всех субъектов рынка и населения, заверял, что изживём, ну как минимум кратно снизим, перекрестное субсидирование к 2022 году. А получили рост до 368 млрд рублей уже сегодня. Как с этим жить? Биться головой об стену обслуживая крупняк? На наш вкус нужно признать, что пора прислушаться к реальности. После прекращения действия «последней мили», крупные и ни кто больше , потребители были освобождены от финансовой нагрузки по перекрестному субсидированию населения. Изменение больно ударило по экономике регионального сетевого комплекса, формально ввиду сокращения источников для реализации инвестиционных мероприятий. В целом, от ухода крупных потребителей на сети ФСК, региональные сети страны лишились более 50 млрд руб необходимой валовой выручки в год. При этом магистральный комплекс дополнительно не получил ничего. Тут пишут, что финрез ДЗО и самих Россетей де позволяет, но, ребята, давайте честно, а у вас что совсем жопа? Как у населения? Эти 50 млрд рублей могли пойти на повышение надёжности, ремонты и так далее, а ушли к крупным потребителям в виде сокращения соцнагрузки. А давайте совсем честно? Нагрузку частично переложили на прочих потребителей. Да, именно на тех кто защищают авторы статьи, тот самый МСП. Именно с них эту нагрузку хотят перераспределить «Россети». Вот такая математика, но это если честно. Да и сейчас, чтобы привести все сети как минимум в норму, а как максимум повысить и углубить, нужно наверстать, по некоторым регионам, годы убытков и недофинансирования инфраструктуры. Так кто выиграет? Правильно, все остальные, кроме сегодняшних крупных потребителей на сетях ФСК.