О Минэнерго. Постараюсь коротко. Всего в настоящий момент у министра Александра Новака восемь заместителей министров и 16 департаментов. Следуя веяниям времени, когда об оптимизации начали говорить многие вновь назначенные руководители от Шувалова с ВЭБом и Зиничева с МЧС, (а тут ещё поговаривают об оптимизации АП - шепотом), Новак тоже может задумать о повышении управляемости и эффективности Министерства.
Министр определил свое непосредственное руководство только одним департаментом - юридическим, остальные, находясь под его "общим руководством", закреплены за его заместителями. Больше всего их у Текслера - пять, и нет ни одного у Молодцова, который в части отведенных ему "компетенций осуществляет координацию и контроль деятельности департаментов Минэнерго России", но фактически прямого влияния не имеет на Департамент добычи и транспортировки нефти и газа и Департамент переработки нефти и газа, отведенных под кураторство Сорокин Павел. Это странная дуальность образовалась после неожиданного карьерного взлета Сорокина в рамках президентской программы обновления кадров. Еще одна сфера двойного контроля - это отрасль электроэнергетики. Вячеслав Кравченко курирует Департамент развития электроэнергетики, а Андрей Черезов - Департамент оперативного контроля и управления в электроэнергетике, Департамент административной и законопроектной работы и Департамент государственной службы и мобилизационной подготовки. Как мы видим все три Департамента напрямую входят в повестку, которую ведет Кравченко. Кстати, напомню, что именно Черезов и Грабчак (директор Департамент оперативного контроля и управления в электроэнергетике) попали под американские санкции из-за ТЭС в Крыму. Из заместителей отдельное внимание надо уделить старожилу Министерства - Анатолию Яновскому, который занимает должность аж с 2008 года и курирует угольную и торфяную промышленность. И из не перечисленных остались - Антон Инюцин, которого считают проектным заместителем, но это не так, он отвечает за контроль исполнения федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федераций, постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, приказов, распоряжений, планов Министерства, отдельных поручений Министра энергетики Российской Федерации (кто знает о роли документооборота в жизни чиновников, тот поймет значимость). И наконец, Анастасия Бондаренко, которая назначена заместителем/стат - секретарем после переезда на работу в Катар Юрия Сентюрина. До этого она возглавляла Юридический департамент.
Вот такая картинка. Если почитать биографии каждого из заместителей, то ясно, что в Минэнерго, как и в любом другом ФОИВе - кадровая солянка, сложившаяся в результате многочисленных отраслевых и властных компромиссов. В прессе и аналитических обзорах ни одно из министерств не упоминают так часто, как Минэнерго. Причина - на поверхности, бюджет страны больше чем наполовину формируется за счет нефтегазовых продаж. Отчеты Минфина показывают, что на январь доходы страны выросли до 1,302 трлн рублей, притом, что расходы составили 1,113 трлн. Больше всего поступлений внес сырьевой сектор экономики - свыше 50%. Поступления от продажи нефти и газа за указанный период резко выросли на 36% до 661,3 млрд рублей - 12,5% от готового плана. А поступления от других секторов заметно снизились - на 18%, или на 138 млрд руб. меньше прошлогодних показателей. Всего объем ненефтегазовых поступлений составил 661,3 млрд, равный 6,6% от годового плана (по плану - 8,4%). И соответственно вопрос на засыпку: если от вашего Министерства так много зависит, то будете ли вы мириться с тем, с чем мирились в первый период управления Министерством? И надо понимать, что теперь спрос с министров - старожилов гораздо больший, чем с новичков, но и кадровый карт - бланш огромный.