
В общем, цифр не хватает! Без цифр как будто неполная заметка вышла.
Ещё одно маленькое уточнение. Personal contract plan (третья опция в моём вчерашнем списке) в том числе подразумевает такие интересные ограничения как определённый максимальный километраж в год (или за весь срок). Может, что-то ещё бывает, например, нельзя вывозить заграницу (не то чтобы на острове особенно было куда, в UK, кстати, скорее можно, чем нет), но тем не менее. Когда автомобиль не ваша собственность, а собственность финансовой компании - они вольны придумать какие угодно ограничения и штрафы/тарифы за них, читайте контракты внимательно, в общем. Всё ещё думаю, что это может оказаться выгодным, но я себя лишил удовольствия изучения этих длинных контрактов, да ещё и небось всё равно негражданину любой кредит получить сложнее на худших условиях априори.
Также много раз вы наверное слышали "в ЕС кредиты дешёвые, у центробанка ставка отрицательная". Я про это, кстати, вспоминал в разговоре о вкладах (и процентах по ним). Тем не менее, по ЕС ставки по кредитам (любым) зависят далеко не только от ставки центрального банка, будь то европейский или национальный. Но и от рыночной ситуации, рисков невозврата, маржи банков, налогов, всякое такое. К сожалению, в Ирландии кредиты выше среднего по Европе и назвать их "доступными" у меня язык не поворачивается.
Итак, цифры! Думаю, они могут быть индивидуальны, но в целом покупка автомобиля - это потребительский кредит, а на него проценты повыше среднего, выше ипотеки (mortgage) или корпоративных кредитов каких-нибудь. Открытые источники говорят о цифрах 6-9% в год. Это без учёта разных дополнительных комиссий, которые часто сопутствуют HP/PCP (в случае personal loan обычно всё в разы проще, понятно). То есть переплата для автомобиля стоимостью десять тысяч (если верить калькуляторам на сайтах дилеров, не пересчитывал) за 5 лет легко может составить дополнительную тысячу-две (в зависимости от размера депозита, то есть первого взноса). Весьма ощутимо. 😬 За эти деньги вполне можно доплатить за автомобиль классом чуть выше, или на годик-два новее или экономичнее.
Пытался найти какие-никакие открытые данные о том, какой процент ирландцев берёт эти контракты для покупки автомобиля, а какое покупает за наличные и сложно... в обычном поисковике. Уметь надо наверное специальными (может и платными) сайтами пользоваться. Любопытство, чтоб его. Новые (вроде бы) покупают чаще в кредит, чем старые, хотя и на подержанные часто не брезгуют обращаться в банк.
Моё (субъективное) мнение такое, что брать займ на такое нужно тогда и только когда, когда выживать без руля решительно невозможно (добираться на работу или если профессиональная деятельность с этим связана, то есть он в прямом смысле "кормит"). Для личных покатушек на природу/отдых/магазины можно и поднакопить, лучше положить свои накопления под маленькие проценты (ниже инфляции), чем платить банку большие (выше инфляции). 🤷♂️
Итак, допустим, вы накопили N тысяч ойро 💰 на железного коня. Думаете, так ли просто его купить, что называется, "в один клик мыши"? Вас ждёт сюрприз (по крайней мере меня он ждал). Но об этом в следующий раз. 🎵
@emerald_isle