После удачного лишения Рашкина неприкосновенности за браконьерство «Новая» рассказала о других браконьерах — о том, как безнаказанно обстреливают краснокнижных животных,
изучив Книгу рекордов российских охотничьих трофеев, которую издает охотничий клуб «Сафари». В ее
жюри входят директор департамента госполитики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды Андрей Филатов, экс-замминистра природных ресурсов Александр Деркач и Ястржембский.
В этой книге журналисты обнаружили как минимум несколько случаев убийства краснокнижных животных.
В 2002 году Ястржембский мог застрелить
белого медведя на Новой Земле. Хотя c 1997 года Карско-Баренцевоморская популяция находится в Красной книге.
А.А. Пономаренко и А.И. Скоробогатько в начале 2000-х могли заполучить трофеи из
зубров. Это тезки совладельцев аэропорта Шереметьево Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько. Зубры являются краснокнижными животными.
Петербургский бизнесмен Игорь Мочаев в 2012 году предположительно убил
лесного кавказского кота. Эти кошачьи также находятся в Красной книге.
Карен Григорян, один из создателей книги российских трофеев, в 2001 году мог подстрелить
безоарового кавказского козла в Дагестане.
В Госдуме и правительстве давно сложился круг лоббистов интересов охотников. В их число включают депутатов Владислава Резника (входит в президиум «Клуба горных охотников»), Николая Валуева, Николая Николаева и Максима Щаблыкина. В прошлом году их усилиями в России легализовали вольерную охоту.
В 2016 году ученые предлагали включить в Красную книгу охотничьи виды: благородного оленя, гималайского медведя, серую утку, серну. Но их не включили. Более того, в прошлом году из-под охраны вывели уссурийского пятнистого оленя, серого и обыкновенного тюленей, египетскую цаплю, американского лебедя. Эти животные также представляют интерес для охотников.
VIP-охотники давно добиваются права и на отстрел краснокнижных животных. В 2016 году самый влиятельный в России «Клуб горных охотников»
попросил разрешения на добычу пяти путоранских снежных баранов за 15 млн рублей. Идею «природосберегающей охоты» и «охотников, сохраняющих дикую природу» часто
продвигает и сам Ястржембский. Лично.
С 2015-го по июнь 2021 года через суды прошло 3,6 тысячи дел по статье о незаконной добыче и обороте краснокнижных животных. 34% дел суд прекратил либо по амнистии, либо в связи с «деятельным раскаянием обвиняемого», либо назначив судебный штраф (в этом случае нарушитель не получает судимость). Есть даже несколько дел, прекращенных в связи с «примирением с потерпевшим». За убийство или оборот краснокнижных животных реальные сроки получают только 2,7% обвиняемых (с 2014 по июнь 2021 года).
По сути, отстрел краснокнижных животных в России это VIP-отдых со штрафом стоимостью от новых кроссовок до двушки в Саратове.