Вопрос:⠀
Доктор, помогите мне — уже опускаются руки все делать за дочку. Она абсолютно ничего не хочет делать сама: я ее расчесываю, заплетаю, одеваю, складываю ей портфель, насыпаю в тарелку еду, отвожу в школу и встречаю, вечером мою… Она будет полчаса сидеть с незавязанными шнурками, пока я, потеряв терпение, все-таки не завяжу их... Что мне делать, как приучить ребенка к самостоятельности?
⠀
Ответ:⠀
Что касается самостоятельности, то вмешиваться в попытки ребенка что-либо сделать надо лишь тогда, когда это угрожает безопасности или здоровью его или кого-либо еще. Если же нет, то пусть делает все сам, ошибается, переделывает, добивается желаемого результата, после чего получает заслуженную похвалу и награду. Поощрения должны быть связаны именно с тем, что ребенок смог сделать сам. Это и есть ключевой момент в приучении к самостоятельности.
⠀
Очевидно, что практика «родительского невмешательства» особенно хороша тогда, когда ребенок активно познает мир и стремится к самостоятельности. Но все дети разные, есть и такие, что в 10 лет будут терпеливо ждать, пока мама застегнет все пуговицы...
⠀
Здесь уже должны работать принципиально иные законы педагогики, согласно которым принятое родителями решение не может быть изменено под влиянием детского «не хочу».
⠀
— Ты хочешь гулять, но не хочешь самостоятельно одеваться? Ты хочешь есть, но не хочешь взять в руки ложку? Ты хочешь ходить с чистой попой, но тебе неприятно брать в руки туалетную бумагу? — Ну что ж, у тебя огромные шансы быть невыгулянным, голодным и грязнопопым.
⠀
И это не жестокость, а адаптация ребенка к реальной жизни, к жизни, в которой не так много будет людей, готовых в любую минуту и бескорыстно протянуть тебе руку помощи.
⠀
#докторКомаровский