Значение деятельности Александра Невского для формирования системы ценностей русской культуры
С детских лет мы помним о Невской битве, о Ледовом побоище, о разгроме немецких рыцарей, учинённом князем Александром Невским. Становясь взрослее, осознаём значение цивилизационного выбора, сделанного великим князем Александром Ярославичем. Но не всегда мы отдаём себе отчёт в том, сколько заложено в наше отношение к миру, в понимания себя в этом мире, в наш выбор ценностных ориентиров человеком, чьё имя свято, независимо от того, является ли он верующим или атеистом. Именно о ценностях русской культуры, которые своей жизнью и деятельностью определил Александр Невский, данная статья.
Рассмотрение я хочу начать с очень знакомой по зарубежным книгам и фильмам ситуации. Герой фильма, например, говорит другу (знакомому): «За тобой должок». И тот понимает, что должен в чём-то оказать помощь. Этот подход взаимных услуг, эквивалентной взаимопомощи распространён, практически, во всех странах Запада.
Александр Невский сформулировал иную максиму: «Жизнь положи за други своя». Речь идёт не о человеке, с которым связан узами дружбы. Други своя – это другой человек, может быть, не знакомый, но попавший в беду. Практически каждый наш соотечественник может вспомнить десятки примеров самоотверженности, альтруизма, когда помощь «други своя» оказывалась ценою жизни.
В разных ситуациях вспоминаются разные случаи, сейчас, когда над моим домом пронёсся самолёт СУ – 27, отправившийся, как говорят в Калининграде, «гонять натовцев», вспомнился лётчик Александр Мамкин, который в апреле 1944 годы эвакуировал с партизанской базы детей Полоцкого детского дома, которых фашисты хотели использовать как доноров для своих раненых. Он вывозил последнюю группу детей и двух раненных партизан, когда его самолёт был подбит.
Пламя охватило кабину пилота, на Александре горела одежда, шлемофон, расплавились и прикипели к лицу лётные очки. До костей сгорели ноги. Он долетел до своих и посадил самолёт, спас детей. Врачи не могли понять, как он мог управлять самолётом, посадить его, если от ног остались только кости, прижатые к педалям, что он мог видеть, если летные очки расплавились и прожгли лицо до костей.
Как он смог, испытывая нечеловеческую боль, удерживать сознание? Александр Мамкин жизнь положил за других, ведь в его системе ценностей была максима, сформулированная Александром Невским. Повторю, эта максима вошла в систему ценностей русской культуре, не оставляя места принципу «ты – мне, тогда я – тебе».
Продолжение - в аналитике на РУССТРАТ