Почему заказчики нищие?
Мне часто жалуются, что клиенты не хотят платить больше, что смеются и крутят пальцем у виска, когда видят цену за услуги фрилансера. Да и у меня такое было не раз: говоришь, что текст стоит, например, 5000, а мне в ответ: «Да вы с ума сошли, я на бирже такой же могу заказать в 10 раз дешевле».
Ну и заказывай, казалось бы, чего ты ко мне пришёл?
После такого новички начинают сомневаться в себе: а я вообще адекватно себя оцениваю? А я имею право ставить такую цену? Сколько вообще стоят мои услуги, если это дорого для большинства моих клиентов?
И главный ответ содержится в последнем вопросе. «МОИХ».
Вы были новичком, набивали руку, называли низкие цены за свою работу. У вас сложился определённый круг клиентов, которые работают только с новичками — потому что им нужно не качество, а количество, и желательно почти бесплатно.
В тот момент, когда вы уже собрали первое портфолио, прошли хорошие курсы, чтобы узнать актуальную инфу по своему направлению, научились предсказывать результат работы, а не тыкать пальцем в небо, вы выросли из этих клиентов. И пора прощаться с ними и поднимать ставки.
Фриланс, как и бизнес, — это непрерывное движение вперед. Это движение предполагает оставление позади себя того, что вам не подходит: клиентов без денег, неинтересных проектов, старых инструментов, которые уже не работают, даже если вы к ним привыкли.
Да, когда вы поднимете ставки, уйдут пока единственные люди, которые вам платили. Зато придут другие. И к их приходу нужно подготовить почву: не только обновить прайсы, но и провести ревизию портфолио, убрать все работы низкого качества, подумать, что вы теперь можете предложить новым клиентам. Подняли ставки — значит, стали делать что-то лучше, быстрее, правильнее. Что именно? Нужно это найти и добавить в резюме и тексты откликов.
Не бойтесь двигаться вперед. Не бойтесь повышать ставки и прощаться с тем, что вам не подходит. Именно эти два действия и помогают постоянно развиваться на фрилансе и увеличивать доход.