Знакомые ребята из агентства Сделаем написали полезную рассылку про сложных клиентов. Целиком здесь:
http://archive.sendpulse.com/4tc37/ Там перечислены типы клиентов, с которыми работать вообще не надо ни при каких обстоятельствах и с которыми можно наладить контакт, если попытаться понять их мотивы и встать на их место. Про них вынесу в пост:
«— Клиент не знает, что хочет. Он не заполняет брифы не потому, что не хочет, а потому что не понимает, каким именно должен быть результат. Тут варианта два — помочь ему или дать еще подумать, пока сформулирует. Если ввяжетесь в работу без понимания — сами виноваты, а не клиент.
— Клиент просит переделать. Сам факт просьбы — не преступление. Ваша задача — оговорить условия, на которых вы это переделаете.
— Клиент не выходит на связь мгновенно. Если вам повезло и вы контактируете с ЛПР (лицом, принимающим решения), скорее всего, у него кроме вашего [проекта] куча забот. Если повторяется — попросите назначить менеджера. В 10 из 10 случаев это решает проблему.
— Клиент долго подписывает документы. Скорее всего, особенно в заводах/пароходах, договор проходит сотню ступеней согласования. Это нормально, что все идет долго — займитесь пока своими делами или другим проектом. Лучше всего даже не надоедать.
— Вам указывают на ошибки и угрожают штрафом. Что? Да, я не совсем поехал. Клиент — предприниматель. Ему хочется гарантий качества за его деньги. Штраф для многих видится хорошим стимулом. Ваша задача — объяснить, что вы готовы к оговоренным условиям прибавить штраф, но за новый риск и новую обязанность придется доплатить».
#общениесклиентом