Size: a a a

Выхинская критика французской мысли

2021 February 12
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
Коммунитаризм как критика либеральной справедливости.

Теория справедливости Джона Ролза за годы своей популярности нарастила внушительный багаж обсуждений, теоретический плюрализм породил множество классификаций, основанных на разных оптиках.

Понятие "коммунитаризм" впервые упоминается в работе Майкла Сэндела "Либерализм и ограниченность справедливости" (1982г.). Впоследствии новое идейное течение нашло сторонников, став площадкой для подготовки критики либерализма, а также теории справедливости Ролза. Ключевыми авторами этого течения являются Майкл Сэндел, Чарльз Тейлор, Майкл Уолцер, Аласдер Макинтайр.

Теоретические истоки коммунитаризма приводят нас к произведениям Аристотеля, Фомы Аквинского, Ж-Ж. Руссо, Гегеля, Грамши. Также это понятие отсылает к гражданскому гуманизму, республиканизму, «Liberté, Égalité, Fraternité».

Важно, что отнесение автора к кругу сторонников коммунитаризма не гарантирует абсолютное согласие между его взглядами и позициями остальных представителей данного течения. Наличествующие различия обеспечили историков возможностью говорить о нескольких видах коммунитаризма, развиваемых отдельными авторами.

Майкл Сэндел отрицает существование справедливости, предлагая относиться к ней как к продукту солидарности. Упразднение справедливости - заслуга подлинной общины (как начала или строя), ввиду приведения в действие более высоких добродетелей: любви и благоволения.
Уолцер и Тэйлор предлагают сохранить понятие справедливости и настаивают на ее сильнейшей зависимости от исторического контекста, что делает референции к внеисторическим универсальным принципам неадекватными.
МакИнтайр в качестве основания справедливости выдвигает концепцию общего блага.

Критика приоритета справедливости:
Справедливость, трактуемая как добродетель, – недоразумение. Обстоятельства справедливости Юма (на которых основывается Ролз), по своей сути являются эмпирической обусловленностью и противоречат деонтологическим посылкам теории справедливости Ролза. Ролз сближает понятие справедливости с понятием честности, рассуждая о договоре на основе свободного, равного и рационального бытия. Рациональность выбора, представленная в волении заключить договор или отвергнуть его, иллюстрирует идею максимизации выигрыша актора в наихудшем сценарии (принцип максимина). Отсюда возникает проблема концепции Ролза: он игнорирует вероятность рискованного поведения, свойственного людям, что дистанцирует данную позицию от реальности.
Семья обходится без справедливости, а справедливость может выступать в роли компенсаторной добродетели, но все же не быть справедливостью в традицинном понимании.
«Утверждать обстоятельства справедливости означает отрицать обстоятельства благоволения, братства или более широких привязанностей…». Т.е. справедливость противоречит братству, не может постулировать свою безусловность и наносит ущерб коммунитарным ценностям.

Критика индивидуализма:
Либерализм уделяет избыточное внимание индивиду и его правам, но недостаточно - социальной природа личности, то есть обществу как среде, где личность существует;
Индивидуальные права vs. Общее благо;
Liberté vs. Fraternité;
Задача государства в поддержании и защите социальной практике, которая способна обеспечить путь к человеческому совершенству в рамках того или иного общества;
Абстрактные моральные идеи (либерализм с подозрением относится к практике и традиции, которые включают в себя расизм, сексизм и т.п.) против сложившейся практики или традиции (коммунитаризм пересекается с консерватизмом).

Критика либерального субъекта:
В основе либеральных концепций справедливости лежит бессодержательная концепция личности.
Личность рассматривается изолированно от ее целей, представлений о благе и ценностей, из чего следует отсутствие личности и наличие внеисторического трансцедентального субъекта (вспомним чтения Гадамера).
Личность должна быть рассмотрена с учетом убеждений, общества, нации, истории, морали - всех контекстуальных особенностей ее происхождения и формирования.

Критика социального атомизма (асоциальный индивидуализм):
источник
Выхинская критика французской мысли
Субъект слишком деонтологичен, либерализм не понимает истинную социальную природу человека.
Не может быть личности в себе (Тэйлор). Личность рассматривается только в отношении к другим («паутина интерлокуции»).
Общество - не кооперативное предприятие для достижения индивидуальных целей, иными словами, общество - не просто сумма индивидов (атомизм).
Социальный атомизм сулит опасность «гипериндивидуализма» (Бергер), ведущего к разрушению общей системы доверия и взаимопонимания.

Критика морального субъективизма:
Главный критик – Макинтайр. Он вводит понятие «эмотивность» и с её помощью критикует современное общество.
Дебаты о морали не имеют ответов вследствие плюрализма теорий и разного языка моральных теорий. Таким образом, термины утратили смыслы;
Эмотивизм свойственен всей современной культуре.
Критика абстрактного универсализма в трактовке культуры:
Основной критик – Уолцер (культурный релятивизм).
Либерализм не принимает всерьез различия между культурами и исходит из идей универсализм. Справедливость – универсальный стандарт;
Универсальные моральные принципы игнорируют особые параметры, создающие контекст: общество, семья, друзья.
Универсализм слишком требователен и может иметь антидемократический характер.
Универсальные принципы вторичны по отношению к привычной морали, что наблюдается на практике. А выход за пределы истории и культуры невозможно.
Справедливость может быть рассмотрена как «сложное равенство»: каждая отрасль должна обладать своим собственным критерием справедливости.
Приводит к отказу от идеала равенства, так как в обществе, где социальные значения интегративны и иерархичны, справедливость будет заключаться в неравенстве.

Соотношение справедливости и блага:
Либерализм и коммунитаризм по-разному понимают благо. Так либерализм ориентирован на защиту интересов (прав) индивидов, а коммунитаризм – общности; для либерализма справедливость – благо, а для коммунитаризма благом является всеобщее благо.
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
Дорогие пользователи телеграмма, знаю, вы почти лишены голоса в этих каналах. Вот! Вот ваш голос! Отреагируйте на то, что видете!
Окончательные результаты
10%
Хахахахаха))))
10%
Азазазаз
9%
Хих)
19%
Мур)
15%
Что за вздор? Философия - дело серьезных мужчин.
14%
Коммунитаризм - деструктивная сектантская Параша.
24%
Ах ты злокозненный демон) отвратно, но величаво шутишь)
Проголосовало: 432
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
2021 February 13
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
Дочитал статью Богомолова в «Новой газете».

Вот это прикол!
источник
2021 February 14
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник
Выхинская критика французской мысли
источник