Коммунитаризм как критика либеральной справедливости.
Теория справедливости Джона Ролза за годы своей популярности нарастила внушительный багаж обсуждений, теоретический плюрализм породил множество классификаций, основанных на разных оптиках.
Понятие "коммунитаризм" впервые упоминается в работе Майкла Сэндела "Либерализм и ограниченность справедливости" (1982г.). Впоследствии новое идейное течение нашло сторонников, став площадкой для подготовки критики либерализма, а также теории справедливости Ролза. Ключевыми авторами этого течения являются Майкл Сэндел, Чарльз Тейлор, Майкл Уолцер, Аласдер Макинтайр.
Теоретические истоки коммунитаризма приводят нас к произведениям Аристотеля, Фомы Аквинского, Ж-Ж. Руссо, Гегеля, Грамши. Также это понятие отсылает к гражданскому гуманизму, республиканизму, «Liberté, Égalité, Fraternité».
Важно, что отнесение автора к кругу сторонников коммунитаризма не гарантирует абсолютное согласие между его взглядами и позициями остальных представителей данного течения. Наличествующие различия обеспечили историков возможностью говорить о нескольких видах коммунитаризма, развиваемых отдельными авторами.
Майкл Сэндел отрицает существование справедливости, предлагая относиться к ней как к продукту солидарности. Упразднение справедливости - заслуга подлинной общины (как начала или строя), ввиду приведения в действие более высоких добродетелей: любви и благоволения.
Уолцер и Тэйлор предлагают сохранить понятие справедливости и настаивают на ее сильнейшей зависимости от исторического контекста, что делает референции к внеисторическим универсальным принципам неадекватными.
МакИнтайр в качестве основания справедливости выдвигает концепцию общего блага.
Критика приоритета справедливости:
Справедливость, трактуемая как добродетель, – недоразумение. Обстоятельства справедливости Юма (на которых основывается Ролз), по своей сути являются эмпирической обусловленностью и противоречат деонтологическим посылкам теории справедливости Ролза. Ролз сближает понятие справедливости с понятием честности, рассуждая о договоре на основе свободного, равного и рационального бытия. Рациональность выбора, представленная в волении заключить договор или отвергнуть его, иллюстрирует идею максимизации выигрыша актора в наихудшем сценарии (принцип максимина). Отсюда возникает проблема концепции Ролза: он игнорирует вероятность рискованного поведения, свойственного людям, что дистанцирует данную позицию от реальности.
Семья обходится без справедливости, а справедливость может выступать в роли компенсаторной добродетели, но все же не быть справедливостью в традицинном понимании.
«Утверждать обстоятельства справедливости означает отрицать обстоятельства благоволения, братства или более широких привязанностей…». Т.е. справедливость противоречит братству, не может постулировать свою безусловность и наносит ущерб коммунитарным ценностям.
Критика индивидуализма:
Либерализм уделяет избыточное внимание индивиду и его правам, но недостаточно - социальной природа личности, то есть обществу как среде, где личность существует;
Индивидуальные права vs. Общее благо;
Liberté vs. Fraternité;
Задача государства в поддержании и защите социальной практике, которая способна обеспечить путь к человеческому совершенству в рамках того или иного общества;
Абстрактные моральные идеи (либерализм с подозрением относится к практике и традиции, которые включают в себя расизм, сексизм и т.п.) против сложившейся практики или традиции (коммунитаризм пересекается с консерватизмом).
Критика либерального субъекта:
В основе либеральных концепций справедливости лежит бессодержательная концепция личности.
Личность рассматривается изолированно от ее целей, представлений о благе и ценностей, из чего следует отсутствие личности и наличие внеисторического трансцедентального субъекта (вспомним чтения Гадамера).
Личность должна быть рассмотрена с учетом убеждений, общества, нации, истории, морали - всех контекстуальных особенностей ее происхождения и формирования.
Критика социального атомизма (асоциальный индивидуализм):